Банк России представил сентябрьский доклад о денежно-кредитной политике, в котором изложил составленный его специалистами «рисковый сценарий» ближайшего будущего отечественной экономики.
Если кратко, то принятие более жестких санкций в отношении РФ со стороны США (и их возможное ужесточение Евросоюзом) может спровоцировать рецессию.
Чтобы события начали развиваться именно по этому сценарию, должны совпасть еще несколько негативных факторов — например, ухудшение экономической ситуации в «странах — торговых партнерах России», «расширение внешнеторговых ограничений, ухудшение макроэкономической ситуации в странах с развивающимися рынками и повышение оттока капитала из них, риски дальнейшего расширения международных санкций в отношении России».
Примечательно, что конкретных данных и параметров доклад Центробанка не содержит.
При этом в тексте документа указано, что в него «заложены предпосылки о значительном ухудшении внешних условий для российской экономики, более слабой динамике роста мировой экономики и объемов международной торговли по сравнению с базовым сценарием».
Рисковый прогноз ЦБ предполагает снижение цен на нефть до 35 долларов за баррель в следующем году и их дальнейшую стабилизацию на этом уровне.
Из последствий, которые повлечет за собой развитие событий по рисковому сценарию, Банк России называет «более существенное ускорение роста цен» (по сравнению с ранее составленным базовым сценарием) и «выход темпов прироста ВВП в отрицательную область».
Однако конкретных показателей, ожидаемых в ходе гипотетического падения экономики, регулятор тоже не приводит.
Рисковый сценарий предполагает ускорение оттока капитала, сокращение внутреннего спроса, ослабление рубля и рост курсовых и инфляционных ожиданий. На фоне инфляционных рисков Центробанк будет вынужден ужесточить денежно-кредитную политику, написано в докладе.
Кроме того, неопределенность с финансированием дефицита бюджета, «в том числе в части рыночных источников финансирования (что связано с ограниченными из-за санкций возможностями размещения ОФЗ и еврооблигаций в запланированных объемах»), может породить риски для бюджетной политики РФ.
В заключительной части доклада Банк России в очередной раз заверил, что готов «задействовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты» — в частности, бюджетное правило — механизм закупки валюты на сверхдоходы от нефти дороже 40,8 доллара за баррель.
По прогнозу ЦБ РФ, благодаря грамотному вмешательству и умеренно жесткой кредитно-денежной политике даже при рисковом сценарии уже в 2020 году темпы роста российской экономики вновь выйдут «в плюс», а еще через год приблизятся к показателям базового сценария (1,5–2%) за счет «повышения производственного потенциала российской экономики».
Отметим, что даже в базовом макроэкономическом сценарии (при устойчивом росте экономик торговых партнеров России, снижении цен на нефть до 55 долларов в 2020-2021 годах и нормализации денежно-кредитной политики в развитых экономиках) Центробанк РФ ориентируется на замедление экономического роста с ранее спрогнозированных 1,5-2% до 1,2-1,7%.
Последний раз рецессия, которую ЦБ РФ признавал официально, была зафиксирована в России в 2015 году (тогда ВВП упал на 2,5%) и 2016 году (снижение ВВП составило 0,2%).
Напомним, что накануне — 14 сентября 2018 года — Банк России впервые за последние четыре года повысил ключевую ставку (с 7,25% до 7,5%). Оглашая это решение, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина отметила рост инфляционных рисков «со стороны внешних условий». Речь идет, разумеется, об угрозе расширения и ужесточения антироссийских санкций.
В конце августа Госдеп США обнародовал условия санкционного пакета, в который вошли ограничительные меры, наложенные Вашингтоном на Россию из-за отравления экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля в британском городе Солсбери.
Помимо уже вступивших в силу ограничений условия пакета предполагают второй «раунд» — масштабные санкции, которые США планируют ввести через три месяца после первого «раунда» (то есть 27 ноября), если Россия не пустит международных инспекторов проверить свои запасы химоружия и не предоставит гарантии его неприменения.
Москва уже не раз давала понять, что считает американские претензии необоснованными и не собирается выполнять поставленные Вашингтоном условия.
Второй «раунд» санкций предполагает понижение уровня дипломатических отношений между США и РФ, минимализацию торговых связей и возможный запрет на полеты «Аэрофлота» в американские города.
Кроме того, сенат США подготовил масштабный законопроект, который не столько вводит новые санкции, сколько систематизирует и расширяет уже действующие. Предложенные ими меры могут затронуть иностранные инвестиции в российский госдолг и ограничить долларовые расчеты российских госбанков.