28 марта 2024, четверг, 17:29
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Где эта улица

Фрагмент картины «Маленькая улочка».
Фрагмент картины «Маленькая улочка».

После продлившихся более ста лет споров удалось найти улицу нидерландского города Дельфт, изображенную на картине Яна Вермеера «Маленькая улочка».

 
 

Картина, написанная, как считается, в 1657 – 1658 годах, сейчас хранится в амстердамском Рейксмюзеуме. Это один из двух пейзажей работы Вермеера (второй – «Вид Дельфта» 1660-1661 годов). «Маленькую улочку» порой называют первым в истории искусства Северной Европы «портретом» обычного городского дома и считают одним из свидетельств новаторства Вермеера. Специалисты по наследию Вермеера долго не могли прийти к согласию, запечатлел ли художник одну из современных ему улиц Дельфта, где он провел всю жизнь, или же изображенные на ней дома были созданы его воображением.

Те, кто считал, что улица на картине была реальной, ссылались на то, что и «Вид Дельфта» изображает реальные городские здания, причем с довольно высокой точностью. По одной из версий, на картине «Маленькая улочка» был нарисован вид из окон трактира «Мехелен», находившегося на одной из площадей Дельфта и принадлежавшего родителям художника. Окна трактира выходили на богодельню, которая была снесена в 1661 году, а сейчас на этом месте современное здание, где расположился Vermeer Centrum, в котором находится экспозиция, посвященная художнику.

Профессор истории искусств из Амстердамского университета Франс Грейзенхаут (Frans Grijzenhout) в поисках ответа обратился к городским архивам. Он скрупулезно изучил записи о сборе сбора за очистку городских каналов, сохранившиеся с 1667 года. Дноуглубительные работы и поддержание в порядке набережных, согласно тогдашним законам, финансировались владельцами домов, стоявших вдоль канала, причем величина сбора напрямую зависела от ширины выходившего на канал фасада. Так что документы содержат данные о размерах зданий и расстояниях между домами с точностью до шести дюймов (около 15 сантиметров).

В результате профессор Грейзенхаут обнаружил два дома в восточной части города, описание которых ему показалось подходящим. Ширина каждого из них составляла 6,3 метра, а между домами шли два прохода, каждый шириной 1,2 метра. Дополнительные исследования, как в архивах, так и непосредственно на улице, привели профессора к выводу, что это именно то место, которое изображено на картине Вермеера.

Точный адрес: Фламандская улица (Vlamingstraat), дома 40 и 42. Здания XVII века не сохранились, сейчас на их месте построены дома последней четверти XIX века, но даже теперь, сравнивая нынешний вид улицы с картиной, можно заметить очевидное сходство. Единственное заметное отличие в планировке – один из двух проходов теперь сохранился один, за счет второго был расширен дом. Сейчас там находится помещение, где владелец дома хранит велосипеды и лодку, но через него по-прежнему можно пройти в находящийся за домом сад.

Как установил Грейзенхаут, в правом из изображенных домов жила Ариантген Клас ван дер Минне (Ariaentgen Claes van der Minne), сестра отца Яна Вермеера. Она была вдовой с пятью детьми и торговала требухой. По ее занятию переулок рядом с ее домом носил название Penspoort, Требуховые ворота. Интересно, что это название упоминается даже в одном документе 1877  года, спустя два столетия после ее смерти.

Мать Вермеера и его сестра Гертрейт жили в доме наискосок, через канал, так что дом у Требуховых ворот он мог видеть многократно. Да и постоялый двор «Мехелен» находился в нескольких минутах ходьбы. Так что личная связь художника с этим местом подтверждает гипотезу Грейзенхаута. Более того, возможно, люди, которых мы видим на картине «Маленькая улочка», были членами семьи Вермеера. В частности сидящая в дверях женщина, может быть, и есть Ариантген Клас ван дер Минне. Как утверждает профессор Грейзенхаут, Вермеер не писал картину на открытом воздухе, а, скорее всего, сделал лишь довольно точный набросок, передающий строение дома, закончив работу уже в мастерской. Также Грейзенхаут полагает, что картина была написана несколько позже, чем считается, не в 1657 – 1658, а в 1660 – 1665 годах.

Картина «Маленькая улочка» и ее история станут важнейшей частью выставки, которая открылась недавно в Рейксмюзеуме. Она продлится там до 13 марта 2016 года, а затем переедет в Дельфт, в музей Принсенхоф. Кстати, она окажется первым за 60 лет подлинником Вермеера, посетившим родной для него Дельфт. Посетители Центра Вермеера смогут увидеть картину и узнать историю ее исследований, а затем совершить пешеходную экскурсию к месту, которое на ней изображено. В Дельфте экспозиция пробудет до 17 июля.

В проекте Google Art по поводу этого открытия создана особая виртуальная экспозиция, в которой изображения картины Вермеера в высоком разрешении, предоставленные Рейксмюзеумом, объединены с современными городскими панорамами из Google Street View.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.