28 марта 2024, четверг, 12:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Приключения уличной еды

Еда на улице
Еда на улице
Фото: event101922314/vk.com

"Коммерсант" узнал, что Роспотребнадзор разрабатывает единые правила работы уличных киосков по продаже еды. С одной стороны, это хорошая новость - потому что разрабатывают. С другой – не очень хорошая, потому что все еще разрабатывают, а конца процесса не видно. 

Интрига такая: работа уличных объектов общепита (это типа "Стардогs!" и "Крошка-картошка") "регулируется двумя санитарными правилами и нормами (СанПиН): одним — для объектов торговли, другим — для объектов общепита". Первому уличные рестораторы соответствуют, а нормативы второго – сложнее, потому что уличные "киоски и ларьки с едой не всегда имеют подключения к канализации, водопроводу, достаточной электрической мощности и т. п."

Предприниматели утверждают, что это не принципиальная беда, это правила не учитывают специфику сетей стрит-фуда. Но правила уже успели ликвидировать нестационарные объекты, в столице уличная продажа еды фактически остановлена. Собственно, не так, чтобы это касалось именно нестационарного общепита – остальных киосков тоже. Но в этой истории речь не о них, а об уличной еде. По поводу киосков в целом мотивировка другая, а тут – санитарные требования.

Сейчас источник "Ъ" сообщил, что Роспотребнадзор озаботился спецификой стрит-фуда " и готовит новые правила по регулированию нестационарных торговых объектов общепита. В Роспотребнадзоре факт работы подтвердили, но больше ничего "Коммерсанту" не сказали. Речь, в общем, идет о разработке отдельного СанПиНа.

Соответственно, данный материал "Коммерсанта" можно воспринимать и как поход за возвращение еды на улицы. Но тут и дискуссия. Глава департамента торговли и услуг правительства Москвы А.Немерюк говорит, что действующий СанПиН для объектов общепита содержит исчерпывающие требования. "Нельзя на небольшой площади приготовить качественную еду, не имея постоянного подключения к воде". Что, в общем, логично: продавай хоть пирожки без готовки и не чай, а лимонад, но руки-то продавцам иногда мыть надо.

 
Фото: event101922314/vk.com

И тут, несколько неожиданно, он сообщил, что сейчас появилась тема развития мобильного формата в виде фудтраков: "Сейчас мы разрабатываем подходящую модель". И тут есть вопрос, откуда фудтраков-то постоянное подключение к воде, но, может, как-то проблему предполагается решить.

Food trucks – это уже реально мобильная торговля, самодвижущиеся закусочные лавки. Трейлер-микроавтобус, боковую стенку убирают – там прилавок. Хот-доги, сэндвичи, пончики, маффины, кофе и т. п.

"Коммерсант", который явно за уличную торговлю, еще в августе сделал по этому поводу интервью с представителем Ginza Project, которая хочет играть на этой поляне. Там, кончено, та же проблема, исходная: ""Поскольку в действующем законодательстве порядок размещения фудтраков не урегулирован, первые наши фургоны функционировали только на массовых городских мероприятиях",— говорит гендиректор Ginza Алексей Волков". Соответственно, никак сочинят порядок размещения таких объектов. Волков: "Весной должны были представить Минпромторгу поправки, которые регламентируют мобильную торговлю и мобильный фастфуд. Они там прикреплялись к другому закону в качестве поправок ко второму чтению. Но этот закон был отложен на осень, и соответственно и поправки ушли на осень. Поэтому сейчас ждем, что будет осенью".

 
Фото: event101922314/vk.com

Ну а осень – вот она, тема снова оживилась. То есть, речь о том, что сама общепитовская точка перемещается (ну вот в Спб, например, есть эти их кофемашины). В других городах такого нет, разве что - на мероприятиях. Вообще, любопытно, что Ginza Project заходит не со стороны "надо же людей кормить в городе", а со стороны развитой урбанистики в духе ЦПКиО: " Фудтраки — это лицо любого мегаполиса, элемент лица, какие-то красивые, оригинальные, с какими-то индивидуальными художественными решениями. Была недавно выставка, фестиваль фудтраков в Москве, можно было посмотреть, насколько они разные и интересные, это при том, что все эти фудтраки старые, 90-х годов в лучшем случае, а есть там машины 70-х и даже 1967 года одна... Надо прописать, как они должны работать, как передвигаться, как платить, и всем будет только лучше, потому что бизнес готов работать, а значит, спрос на это есть".

Там еще такой нюанс: фудтрак не стоит все время в одном месте, а перемещается с точки на точку. Не делается де факто нестационарным, но постоянным объектом, заодно расширяя спектр услуг для данной местности: один (с лапшой) уехал, приехал другой (с бургерами). И всем хорошо. Вообще, в этой теме всегда и всюду непросто. Поскольку фудтраки – вариант американский, то вот один американский кейс на эту тему.

Летом 2012-го The Chicago City Council обнародовал новые правила, по которым должны жить food trucks. Сначала чисто американские нюансы: эти штуки не должны (согласно правилам 2012-го) приближаться к стационарному общепиту ближе, чем на 200 футов. Но это тут не не санитарные требования, а лоббирование интересов владельцев стационарных точек, - чтобы их клиентура не отвлекалась на маффины. Еще тут влияют их налоги: стационарные должны иметь преимущество, они больше платят. 

Сансостояние тоже, разумеется. Внутри нельзя готовить на огне: никакого огня, даже закрытого. Мало того, в них вообще нельзя готовить, а можно только продавать расфасованную еду. Сэндвичи в пленке, например. И никакого кофе, а пей колу. Тогда чикагское общество стало бороться. Отдельные владельцы заявляли, что они готовы согласиться, что нельзя готовить. Но они же должны иметь хотя бы возможность добавить клиенту сальсу или собрать бутерброд по его желанию? Впрочем, в правилах был вариант и с возможностью готовки, но тогда должен быть применен кодекс Чикаго в части правил о вентиляции и оборудовании газопроводов. Они тоже не ужасны, но это увеличивало цену автолавки на $10 тыс, до $20. К тому же вентиляция (с вытяжками, как в кухнях стационарных ресторанов) поднимала высоту машин до 13 футов, так что в некоторые чикагские тоннели они не вписывались. Некоторые авторестораторы собирались даже обратиться к властям на тему – нельзя ли тогда готовить просто на улице, сбоку? Вот не знаю, чем там дело закончилось.

Следующий момент как раз на тему маршрутов: автолавки не должны стоять на одном месте дольше двух часов. Там издали постановление, которое определило 23 мест парковки "мобильных продовольственных транспортных средства", определив их как места стоянки для "продовольственных грузовиков, способные к обработке по крайней мере двух продовольственных грузовиков одновременно". Соответственно, появились дорожные знаки, обозначающий парковку, на которой могут стоять только фудтраки, причем - за вычетом 2am – 5 am, то есть – минус три ночных часа. И да, не более, чем два часа и только на площадках, которые помечены вышеупомянутым знаком.  

Но одинаковые темы всюду вызывают схожие проблемы. В Чикаго тогда запнулись на лицензиях - некоторые граждане все же попытались лицензировать готовку на своих бортах, но лицензирование никак не открывали. Ну и, скажем, некто Rich Levy жаловался тогда в газету, что ему пришлось закрыть свой Haute Sausage truck после того, как он безуспешно пытался получить лицензию по новым правилам. Он собирался попытаться еще раз, но уже обобщал: "Отдел здравоохранения не должен закрывать глаза на вопросы безопасности, но их требования должны быть и разумными. Они должны работать с нами, а не против нас. Они должны быть полезными для предпринимателей в этом городе, а не вредить им". Всюду жизнь, да.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.