29 марта 2024, пятница, 18:29
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 сентября 2015, 11:30

Финансово-экономические кризисы и рост смертности

Андрей Коротаев
Андрей Коротаев
Фото: demoscope.ru

Мы публикуем первую часть статьи известного антрополога и востоковеда Андрея Коротаева (НИУ ВШЭ и Институт научно-общественной экспертизы – ИНОЭ) о факторах роста смертности.

Среди современных российских интеллектуалов широко распространено убеждение, что сильные финансово-экономические кризисы должны сопровождаться значительным ростом смертности (а его отсутствие в подобных случаях является чем-то исключительным и должно объясняться какими-то особенно удачными антикризисными действиями властей). Таким образом, в наблюдающемся в этом году значительном росте смертности в нашей стране вроде ничего особого и нет. Что поделаешь? Кризис…

Посмотрим – так ли это на самом деле.

Рассмотрим, например, как повлиял на динамику смертности в разных странах мира последний масштабный глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009 годов.

Амплитуда падения ВВП в России в 2015 году разными экспертами оценивается в 3-5%1. И это, конечно, очень много. Однако во время финансово-экономического кризиса 2008–2009 годов десятки стран мира испытали экономический спад, сопоставимый с этим показателем или даже значительно превышающий его. Скажем, в США в 2007–2009 годах падение производства составило 4,8%, в среднем по Еврозоне – 4,9%, в Великобритании – 6,1%, в Японии и Турции – 6,5%, в Швеции – 7,2%, в Италии – 7,5%, в Финляндии – 8,5%, в Ирландии и на Украине – 12%, в Зимбабве – 14%, в Латвии – 15%, а в Эстонии – даже 19%.

Рис. 1. Падение производства2 в некоторых странах мира в 2007–2009 годах (в результате глобального финансово-экономического кризиса)3

Кризис вроде должен оказывать особо сильное влияние на рост смертности через рост безработицы, ведущей к обнищанию широких слоёв населения, стрессам, отчаяниям и прочим «прелестям».

По самым худшим прогнозам, безработица в России должна вырасти с 5,6 до 6,5%4, т.е. где-то на один процентный пункт. В 2007-2009 годах значительно бóльший рост безработицы наблюдался в половине из тех стран мира, по которым база данных Всемирного банка содержит необходимую информацию. При этом, согласно данным Всемирного банка, в России безработица в 2007–2009 гг. выросла заметно больше, чем сейчас – на 2,3 процентных пункта (с 6 до 8,3%). А, скажем, в целом по странам ОЭСР безработица выросла на два с половиной процентных пункта, в Турции – на 3,7 пункта (с 10,3 до 14%), в США – на 4,7 пункта (с 4,6 до 9,3%), в Нигерии – на 7 пунктов (с 12,7 до 19,7%), в Ирландии – на 7,4 (с 4,6 до 12%), в Испании – на 9,7 (с 8,2 до 17,9%,), а в Латвии – даже на одиннадцать с половиной пунктов (с 6 до 17,5%) (см. Рис. 2):

Рис. 2. Рост безработицы в некоторых странах мира в 2007–2009 годах, процентные пункты5

 

В каком же числе стран в 2007-2009 годах в результате финансово-экономического кризиса выросла смертность? Отметим, что в многих из как раз наиболее развитых стран мира общий коэффициент смертности рос все последние 20-30 лет из-за старения населения. Поэтому для выявления влияния глобального кризиса на глобальную смертность сравнивать надо не общие коэффициенты смертности (слишком сильно зависящие от возрастной структуры), а значения средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении (от возрастной структуры как раз не зависящие). Поэтому сформулированный выше вопрос надо операционализировать следующим образом: в скольких странах мира в 2007-2009 годах в результате глобального финансово-экономического кризиса уменьшилась ожидаемая продолжительность жизни при рождении? Для начала выясним – во скольких странах мира (как испытавших в 2007-2009 годах падение производства, так и его не испытавших) наблюдалось между 2007 и 2009 годами уменьшение ожидаемой продолжительности жизни. Ответ, мы думаем, все-таки многих удивит.

Так вот, из 222 стран и агрегатов, по которым в базе данных Всемирного банка имеется информация по ожидаемой продолжительности жизни за 2007–2009 годы, снижение ожидаемой продолжительности жизни в эти годы было зафиксировано всего лишь в 3 (трех!) странах: в Сирии, Ираке и на Сейшельских Островах (см. Приложение 1). Исключений из правила здесь так мало, что на них стоит остановится поподробнее.

1) Сирия. Снижение ОПЖ в Сирии в 2007–2009 годах было крайне небольшим, в пределах статистической погрешности – с 75,00 до 74,96 лет. Однако не это самое важное. Самое же важное здесь то, что сирийская экономика в эти годы была крайне закрытой и от глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. она пострадала едва ли не меньше, чем кто бы то ни было другой (см. Рис. 3 и 4):

Рис. 3. Динамика ВВП Сирийской Арабской Республики в 2004–2009 годах, миллиарды постоянных международных долларов 2005 года по паритетам покупательной способности6

 

Рис. 4. Относительная динамика производства ВВП в Сирии, США и Евросоюзе (2000–2010 гг., уровень 2000 г. = 100)

Таким образом, Сирию 20072009 годов никак нельзя рассматривать как пример роста смертности под влиянием финансово-экономического кризиса.

2) По сходным причинам нельзя в таком качестве рассматривать и Ирак, так как и в Ираке в 2007–2009 гг. собственно экономического спада и не было (см. Рис. 5), хотя были, конечно, иного рода кризисы, напрямую с глобальным финансово-экономическим кризисом не связанные.

Рис. 5. Динамика ВВП на душу населения в Ираке в 2001–2009 годах, в постоянных международных долларах 2005 года по паритетам покупательной способности7

3) Итак, остаётся единственное исключение – Сейшельские Острова. И это, по всей видимости, единственная страна, где смертность выросла, а ожидаемая продолжительность жизни сократилась в непосредственной связи с глобальным финансово-экономическим кризисом. Начнём с того, что Сейшельские Острова вполне реально пострадали от спада мирового туризма в глобальный финансово-экономический кризис, и в 2007–2009 годах спад ВВП на душу населения составил вполне заметные 5,73%. Однако почти в тридцати странах мира экономическое падение было заметно более сильным, а ожидаемая продолжительность жизни там не уменьшилась, а выросла (и иногда, как мы увидим это ниже, очень даже заметно). Более существенным представляется то обстоятельство, что в подавляющем большинстве стран, испытавших экономический спад в 2008-2009 годах, не наблюдалось сокращения расходов на здравоохранение, наоборот они заметно выросли. Сейшельским Островам здесь принадлежит печальный антирекорд. Правительство Сейшел решило использовать в качестве одного из основных способов решения возникших в кризис финансовых проблем сокращение расходов на здравоохранение, и в 2007-2009 годах эта страна в некоторых отношениях оказалась печальным мировым лидером по этой части.

Действительно, из 50 стран, наиболее сильно пострадавших от глобального финансово-экономического кризиса8, долю государственных расходов в ВВП в 2007–2009 годах уменьшило лишь шесть9. Остальные её увеличили, при этом 33 из них увеличили эту долю в высшей степени существенно – на половину процентного пункта и более. В эту группу кстати попала и Россия, где в 2007–2009 годах доля государственных расходов в ВВП выросла на 0,7 процентных пунктов, что (наряду с ростом негосударственных расходов на здравоохранение) обеспечило заметное увеличение в реальном выражении подушевых расходов на здравоохранение в эти годы, даже несмотря на заметное сжатие российского ВВП10. Представляется, что это обстоятельство сыграло заметную роль в том, что в годы глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. ожидаемая продолжительность жизни россиян очень заметно (более чем на год) выросла11. Во многих же других странах, испытавших в 2009-2009 гг. ещё более глубокие финансово-экономические кризисы чем Россия, доля госрасходов на здравоохранение в ВВП выросла еще больше: например, в Ирландии, Эстонии и Дании это доля выросла на 1,3 процентных пункта, в Великобритании – на 1,4, а в Кувейте – даже на 1,7. В большинстве пораженных кризисом стран в кризис выросла и доля в ВВП негосударственных расходов на здравоохранение (их граждане предпочли на здоровье в кризис не экономить). В результате, несмотря на заметное сжатие ВВП, реальные подушевые расходы на здравоохранение в кризис сократились только в 7 из 50 стран, наиболее пострадавших от глобального финансово-экономического кризиса. В 43 же странах они выросли, при этом в 33 – очень заметно (более чем на 10%)12. Сейшельские Острова 2007–2009 гг. находятся в резком контрасте с этим трендом. Эта страна оказалась во время финансово-экономического кризиса 2007–2009 годов единственным государством, правительство которого попробовала решить возникшие в ходе кризиса финансовые проблемы за счет существенного сокращения государственных расходов на здравоохранение. Как уже упоминалось выше, здесь в 2007–2009 гг. Сейшелам принадлежал печальный антирекорд.

Действительно, на фоне заметно сократившегося ВВП на Сейшелах очень заметно (с 3,1 до 2,4%) сократилась доля в ВВП государственных расходов на здравоохранение13. Таким образом, доля госрасходов на здравоохранение в ВВП на Сейшелах в 2007–2009 годах уменьшилась на 0,7 процентных пункта. Это печальный абсолютный рекорд среди всех стран мира, серьезно затронутых глобальным финансово-экономическим кризисом 2008-2009 годов. И с очень большим отрывом – кроме Сейшел только 5 пораженных кризисом страны сократили долю госрасходов в ВВП; при этом две – менее чем на 0,2 процентных пункта, а еще три – менее чем на 0,114.

Еще сильнее (с 3,7 до 2,6%) сократилась доля в ВВП общих расходов на здравоохранение. Соответственно, и падение годовых подушевых расходов на здравоохранения в 2007–2009 годах на Сейшелах оказалось совершенно рекордным. Эти расходы упали здесь с и так уже мизерных 642 долларов ниже 500 долларов, т.е. на 22,3%. И снова это печальный антирекорд. И снова с большим отрывом. Напомним, что из 50 стран, серьезно пораженных глобальным финансово-экономическим кризисом 2007-2009 годов, реальные подушевые расходы на здравоохранение снизились только в семи (включая Сейшелы). Но на Сейшелах они снизились более чем на 22%, а в остальных шести странах – в среднем менее чем на 5%15.

Именно с этим обстоятельством, по-видимому, и стоит связать сокращение ожидаемой продолжительности жизни, зафиксированное на Сейшелах в 2007–2009 годах (но ни в одной другой стране, серьёзно затронутой глобальным финансово-экономическим кризисом 2008-2009 годов).

С другой стороны, обращает на себя внимание то обстоятельство, что многие страны (включая Россию), испытавшие значительный экономический спад в 2008-2009 годах, смогли в 2007-2009 годах заметно увеличить ожидаемую продолжительность жизни. Особый интерес представляют здесь прибалтийские страны.

Страны Прибалтики пострадали от глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов едва ли не больше, чем кто бы то ни было ещё. Так, по данным Всемирного банка, падение производства (измерено по ВВП на душу населения в постоянных международных долларах 2011 года по паритетам покупательной способности) в 2007-2009 годах составило в Литве 11,7%, в Латвии - 14,6%, а в Эстонии - даже 18,9%. По глубине падения Литва оказалась на 11-м месте в мире, Латвия - на 4-м, а Эстония - на 2-м (более глубокое падение было зафиксировано только в ОАЭ). Безработица в 2007-2009 годах выросла в Эстонии на 9 процентных пунктов, в Литве - на 9 с половиной процентных пунктов, а в Латвии - даже на 11 с половиной. При этом по масштабу роста безработицы в 2007-2009 годах Эстония оказалась на 4-м месте в мире, Литва - на 3-м, а Латвия - на 1-м (второе место оказалось у Испании, где рост безработицы в кризис был особо сильным).  

На этом фоне крайне интересным представляется то обстоятельство, что именно прибалтийским странам удалось в 2007-2009 гг. добиться наибольших в мире успехов в снижении смертности. Согласно данным того же Всемирного банка, ОПЖ в Эстонии и Литве увеличился в 2007-2009 гг. на 2,0 года, а в Латвии - на 2,1 года. В 2007-2009 годах это был лучший результат среди всех высоко- и среднеразвитых стран, среди всех стран Европы, Азии, Америки и Океании (бóльший рост ОПЖ был зафиксирован только в нескольких странах Тропической и Южной Африки, добившихся в те же самые годы серьезных успехов в борьбе с эпидемией СПИД/ВИЧ.

Таким образом проделанный нами анализ социально-экономической динамики стран мира в период глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов позволяет сделать следующие предварительные выводы:

1) В современном мире финансово-экономические кризисы того масштаба, который наблюдается в современной России, практически никогда не сопровождаются сокращением продолжительности жизни (ОПЖ) и ростом независимой от старения населения смертности.

2) Сокращение ОПЖ и заметный рост смертности в кризис может наблюдаться только при совершении грубых ошибок государственной администрацией. Речь идет прежде всего о попытках решить возникающие в кризис финансовые проблемы за счет сокращения расходов на здравоохранение (а как будет показано в следующем разделе этого аналитического исследования к еще большему росту смертности может приводить рост доступности алкоголя).

3) Как показал опыт прибалтийских стран во время глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 годов при грамотной государственной политике даже во время самого глубокого финансово-экономического кризиса можно добиться самого впечатляющего снижения смертности.

Приложение 1

Изменение ожидаемой продолжительности жизни при рождении в разных странах и агрегатах мира в годы глобального финансово-экономического кризиса16

п/п

Название страны или агрегата

Ожидаемая продолжительность жизни на 2007 г., лет

Ожидаемая продолжительность жизни на 2009 г., лет

Изменение к 2009 году относительно 2007 года, лет

1

Зимбабве

46,75

51,15

+4,40

2

Замбия

50,10

53,11

+3,01

3

Намибия

58,78

61,44

+2,66

4

Руанда

58,65

61,28

+2,63

5

Танзания

55,99

58,18

+2,19

6

Латвия

71,02

73,08

+2,06

7

Кения

56,59

58,62

+2,02

8

Литва

70,90

72,91

+2,01

9

Эстония

72,81

74,82

+2,01

10

Эфиопия

58,65

60,60

+1,95

11

Казахстан

66,50

68,43

+1,92

12

Малави

50,86

52,68

+1,82

13

Уганда

54,72

56,49

+1,77

14

Лесото

44,88

46,63

+1,75

15

Либерия

57,19

58,86

+1,67

16

ЮАР

52,00

53,47

+1,47

17

Камбоджа

68,82

70,15

+1,33

18

Центрально-Африканская Республика

46,09

47,40

+1,31

19

Конго

55,28

56,58

+1,31

20

Африка южнее Сахары

53,45

54,75

+1,30

21

Страны с низким уровнем доходов

55,93

57,19

+1,26

22

Киргизия

67,85

69,10

+1,26

23

Люксембург

79,38

80,64

+1,25

24

Бедные страны с высоким уровнем долговой нагрузки

55,54

56,73

+1,19

25

Бутан

65,37

66,51

+1,14

26

Восточный Тимор

64,26

65,39

+1,12

27

Свазиленд

46,77

47,89

+1,12

28

Экваториальная Гвинея

49,85

50,97

+1,12

29

Нигер

55,35

56,47

+1,12

30

Россия

67,50

68,60

+1,11

31

Бурунди

51,02

52,09

+1,07

32

Гаити

60,34

61,38

+1,05

33

Нигерия

49,79

50,83

+1,04

34

Эритрея

59,64

60,66

+1,03

35

Афганистан

58,09

59,11

+1,02

36

Новая Каледония

75,95

76,97

+1,02

37

Мальдивы

75,34

76,35

+1,01

38

Южный Судан

51,92

52,91

+0,99

39

Гвинея

53,94

54,93

+0,99

40

Наименее развитые страны по классификации ООН

58,84

59,82

+0,99

41

Кот-д'Ивуар

48,27

49,26

+0,98

42

Джибути

58,80

59,78

+0,98

43

Сьерра-Леоне

43,53

44,50

+0,97

44

Украина

68,22

69,19

+0,97

45

Габон

60,90

61,85

+0,95

46

Южная Корея

79,35

80,30

+0,95

47

Лаос

65,49

66,44

+0,94

48

Буркина-Фасо

53,62

54,56

+0,94

49

Непал

65,72

66,65

+0,93

50

Израиль

80,50

81,40

+0,90

51

Мали

52,45

53,34

+0,89

52

Чад

48,43

49,31

+0,88

53

Мадагаскар

62,05

62,91

+0,86

54

Сенегал

61,72

62,56

+0,84

55

Страны с высоким уровнем доходов, не входящие в ОЭСР

71,84

72,67

+0,83

56

Ливан

78,08

78,91

+0,83

57

Ангола

49,44

50,25

+0,82

58

Сингапур

80,44

81,24

+0,80

59

Бангладеш

68,28

69,08

+0,80

60

Кюрасао

75,36

76,16

+0,79

61

Камерун

52,48

53,26

+0,79

62

Кабо-Верде

72,71

73,49

+0,78

63

Малые государства

61,46

62,23

+0,77

64

Венгрия

73,15

73,90

+0,75

65

Болгария

72,66

73,41

+0,75

66

Греция

79,44

80,19

+0,75

67

Румыния

72,57

73,31

+0,74

68

Никарагуа

72,71

73,44

+0,74

69

Гана

59,64

60,35

+0,71

70

Словакия

74,21

74,91

+0,70

71

Турция

73,18

73,88

+0,69

72

Центральная Европа и Прибалтика

74,25

74,93

+0,68

73

Сомали

53,02

53,69

+0,67

74

Кирибати

66,91

67,56

+0,65

75

Иран

72,16

72,81

+0,65

76

Боливия

65,36

66,01

+0,64

77

Оман

75,12

75,75

+0,63

78

Бенин

57,87

58,51

+0,63

79

Индия

64,79

65,41

+0,62

80

Южная Азия

65,23

65,84

+0,61

81

Монголия

66,04

66,64

+0,60

82

Испания

80,87

81,48

+0,60

83

Великобритания

79,45

80,05

+0,60

84

Вануату

69,94

70,55

+0,60

85

Суринам

69,47

70,07

+0,60

86

Перу

73,01

73,60

+0,59

87

Нижний эшелон стран со средним уровнем доходов

65,01

65,60

+0,59

88

Судан

60,66

61,25

+0,58

89

Гондурас

71,96

72,53

+0,58

90

Того

54,57

55,14

+0,57

91

Таиланда

73,02

73,59

+0,57

92

Мозамбик

48,23

48,80

+0,57

93

Самоа

71,56

72,12

+0,56

94

Гватемала

70,12

70,68

+0,56

95

Французская Полинезия

74,89

75,45

+0,56

96

Соломоновы Острова

66,27

66,83

+0,56

97

Ямайка

72,04

72,59

+0,55

98

Новая Зеландия

80,15

80,70

+0,55

99

Ирландия

79,64

80,19

+0,55

100

Бразилия

72,26

72,80

+0,54

101

Гамбия

57,34

57,88

+0,54

102

Азербайджан

69,76

70,29

+0,54

103

Гуам

77,31

77,84

+0,53

104

Сент-Люсия

73,71

74,23

+0,52

105

Страны с низким и средним уровнем доходов

67,54

68,05

+0,52

106

Индонезия

69,42

69,93

+0,51

107

Папуа-Новая Гвинея

61,32

61,82

+0,50

108

Гренландия

69,94

70,44

+0,50

109

Сан-Марино

82,51

83,00

+0,49

110

Мир в целом

69,59

70,08

+0,49

111

ДРК

48,21

48,70

+0,48

112

Сан-Томе и Принсипи

65,19

65,67

+0,48

113

Латинская Америка и Карибы

73,43

73,92

+0,48

114

Страны с высоким уровнем доходов

77,71

78,19

+0,48

115

Таджикистан

66,34

66,82

+0,48

116

Белиз

72,56

73,04

+0,48

117

Мексика

75,98

76,46

+0,48

118

Гвинея-Бисау

52,84

53,32

+0,48

119

Европейский союз

78,97

79,44

+0,47

120

Страны со средним уровнем дохода

68,78

69,25

+0,47

121

Ливия

74,12

74,59

+0,47

122

Хорватия

75,71

76,17

+0,46

123

Коморские Острова

59,52

59,98

+0,46

124

Гайана

65,05

65,51

+0,46

125

Малые карибские государства

70,77

71,22

+0,46

126

Финляндия

79,26

79,72

+0,46

127

Бермудские Острова

78,93

79,39

+0,45

128

Фарерские Острова

79,94

80,39

+0,45

129

Нидерланды

80,10

80,55

+0,45

130

Польша

75,24

75,70

+0,45

131

Косово

69,20

69,65

+0,45

132

Швеция

80,90

81,35

+0,45

133

Марокко

69,49

69,94

+0,45

134

Мальта

79,79

80,24

+0,45

135

Гонконг

82,33

82,78

+0,45

136

Саудовская Аравия

74,41

74,86

+0,45

137

Малые тихоокеанские островные государства

68,61

69,05

+0,45

138

Сальвадор

70,96

71,40

+0,44

139

Доминиканская Республика

72,13

72,57

+0,44

140

Колумбия

72,72

73,16

+0,44

141

Япония

82,51

82,93

+0,42

142

Мьянма

63,97

64,39

+0,42

143

Ближний Восток и Северная Африка

71,14

71,56

+0,42

144

Эквадор

74,98

75,40

+0,42

145

Макао

79,06

79,48

+0,42

146

Египет

69,81

70,23

+0,42

147

Словения

78,56

78,97

+0,41

148

Страны ОЭСР

78,77

79,18

+0,41

149

Португалия

78,32

78,73

+0,40

150

Еврозона

80,10

80,50

+0,40

151

Дания

78,20

78,60

+0,40

152

Норвегия

80,40

80,80

+0,40

153

Объединенные Арабские Эмираты

76,01

76,41

+0,40

154

Верхний эшелон стран со средним уровнем доходов

73,10

73,50

+0,40

155

Куба

78,14

78,53

+0,40

156

Йемен

61,94

62,33

+0,39

157

Страны ОЭСР с высоким уровнем доходов

79,45

79,84

+0,39

158

Арабский мир

68,99

69,38

+0,39

159

Панама

76,36

76,75

+0,38

160

Бруней

77,42

77,80

+0,38

161

Чили

78,44

78,82

+0,38

162

Пакистан

65,60

65,96

+0,37

163

Багамы

74,06

74,42

+0,36

164

Венесуэла

73,64

74,00

+0,36

165

Палестинская Автономия

72,09

72,45

+0,36

166

Аргентина

75,13

75,49

+0,36

167

Сент-ВинсентиГренадины

71,69

72,05

+0,36

168

Фиджи

68,84

69,20

+0,36

169

Антигуа и Барбуда

74,80

75,16

+0,36

170

Восточная Азия и Тихоокеанский регион

73,90

74,26

+0,35

171

Гренада

71,83

72,18

+0,35

172

Черногория

73,92

74,27

+0,35

173

Сербия

73,63

73,99

+0,35

174

Чехия

76,72

77,08

+0,35

175

Коста-Рика

78,73

79,08

+0,35

176

Канада

80,37

80,72

+0,35

177

Уругвай

76,12

76,46

+0,35

178

Барбадос

74,30

74,64

+0,34

179

Албания

76,46

76,80

+0,34

180

Армения

73,76

74,09

+0,33

181

Малайзия

74,00

74,33

+0,33

182

Мавритания

60,54

60,86

+0,32

183

Иордания

72,96

73,28

+0,32

184

Маврикий

72,57

72,88

+0,31

185

Китай

74,42

74,73

+0,31

186

Алжир

70,17

70,47

+0,30

187

Германия

79,53

79,84

+0,30

188

Швейцария

81,74

82,04

+0,30

189

Франция

81,11

81,41

+0,30

190

Филиппины

67,77

68,07

+0,30

191

Бахрейн

75,82

76,12

+0,30

192

Исландия

81,45

81,75

+0,30

193

Тонга

71,74

72,03

+0,29

194

Кипр

78,86

79,15

+0,29

195

Аруба

74,53

74,82

+0,29

196

Грузия

73,25

73,54

+0,29

197

КНДР

68,37

68,66

+0,29

198

Босния и Герцеговина

75,37

75,66

+0,29

199

Катар

77,71

78,00

+0,28

200

Микронезия

68,22

68,50

+0,27

201

Вьетнам

74,90

75,17

+0,27

202

Северная Америка

78,09

78,35

+0,26

203

Македония

74,32

74,58

+0,26

204

Парагвай

71,67

71,93

+0,25

205

Австралия

81,29

81,54

+0,25

206

Соединенные Штаты Америки

77,84

78,09

+0,25

207

Тунис

74,20

74,45

+0,25

208

Туркменистан

64,64

64,88

+0,24

209

Тринидад и Тобаго

69,24

69,48

+0,24

210

Молдова

68,11

68,34

+0,23

211

Узбекистан

67,53

67,74

+0,21

212

Лихтенштейн

81,30

81,50

+0,20

213

Беларусь

70,20

70,41

+0,20

214

Италия

81,43

81,64

+0,20

215

Бельгия

79,78

79,98

+0,20

216

Кувейт

73,90

74,07

+0,17

217

Австрия

80,18

80,33

+0,15

218

Шри-Ланка

73,62

73,66

+0,04

219

Ботсвана

46,30

46,30

0,00

220

Сирия

75,00

74,96

-0,04

221

Ирак

68,86

68,73

-0,13

222

Сейшельские Острова

73,19

73,03

-0,16

 Примечания

1 См., например: http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/minekonomrazvitiya-ukhudshilo-prognoz-padeniya-vvp-rf-na-2015-god-s-2-8-do-3-3-proc-1000780578

2 Измерено в ВВП на душу населения в постоянных международных долларах 2011 года по паритетам покупательной способности.

3 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.PCAP.PP.KD.

4 См., например:http://www.rosbalt.ru/business/2015/06/15/1408713.html

5 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ SL.UEM.TOTL.NE.ZS.

6 Источник данных: World Bank. 2012. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.MKTP.PP.KD. Дата обращения: 25.01.2012. Отметим, что в текущей (2015 года) версии БД Всемирного банка эти данные уже отсутствуют (в связи, по всей видимости, с их вызывающей «политической некорректностью»).

7 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.PCAP.PP.KD.

8 С падением подушевого ВВП в 2007–2009 годах на три и более процента.

9 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ SH.XPD.PUBL.ZS.

10 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ SH.XPD.PCAP.PP.KD.

11 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ SP.DYN.LE00.IN.

12 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ SH.XPD.PCAP.PP.KD.

13 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ SH.XPD.PUBL.ZS.

14 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ SH.XPD.PUBL.ZS.

15 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ SH.XPD.PCAP.PP.KD.

16 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ SP.DYN.LE00.IN.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.