Мы публикуем первую часть статьи известного антрополога и востоковеда Андрея Коротаева (НИУ ВШЭ и Институт научно-общественной экспертизы – ИНОЭ) о факторах роста смертности.
Среди современных российских интеллектуалов широко распространено убеждение, что сильные финансово-экономические кризисы должны сопровождаться значительным ростом смертности (а его отсутствие в подобных случаях является чем-то исключительным и должно объясняться какими-то особенно удачными антикризисными действиями властей). Таким образом, в наблюдающемся в этом году значительном росте смертности в нашей стране вроде ничего особого и нет. Что поделаешь? Кризис…
Посмотрим – так ли это на самом деле.
Рассмотрим, например, как повлиял на динамику смертности в разных странах мира последний масштабный глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009 годов.
Амплитуда падения ВВП в России в 2015 году разными экспертами оценивается в 3-5%1. И это, конечно, очень много. Однако во время финансово-экономического кризиса 2008–2009 годов десятки стран мира испытали экономический спад, сопоставимый с этим показателем или даже значительно превышающий его. Скажем, в США в 2007–2009 годах падение производства составило 4,8%, в среднем по Еврозоне – 4,9%, в Великобритании – 6,1%, в Японии и Турции – 6,5%, в Швеции – 7,2%, в Италии – 7,5%, в Финляндии – 8,5%, в Ирландии и на Украине – 12%, в Зимбабве – 14%, в Латвии – 15%, а в Эстонии – даже 19%.
Рис. 1. Падение производства2 в некоторых странах мира в 2007–2009 годах (в результате глобального финансово-экономического кризиса)3
Кризис вроде должен оказывать особо сильное влияние на рост смертности через рост безработицы, ведущей к обнищанию широких слоёв населения, стрессам, отчаяниям и прочим «прелестям».
По самым худшим прогнозам, безработица в России должна вырасти с 5,6 до 6,5%4, т.е. где-то на один процентный пункт. В 2007-2009 годах значительно бóльший рост безработицы наблюдался в половине из тех стран мира, по которым база данных Всемирного банка содержит необходимую информацию. При этом, согласно данным Всемирного банка, в России безработица в 2007–2009 гг. выросла заметно больше, чем сейчас – на 2,3 процентных пункта (с 6 до 8,3%). А, скажем, в целом по странам ОЭСР безработица выросла на два с половиной процентных пункта, в Турции – на 3,7 пункта (с 10,3 до 14%), в США – на 4,7 пункта (с 4,6 до 9,3%), в Нигерии – на 7 пунктов (с 12,7 до 19,7%), в Ирландии – на 7,4 (с 4,6 до 12%), в Испании – на 9,7 (с 8,2 до 17,9%,), а в Латвии – даже на одиннадцать с половиной пунктов (с 6 до 17,5%) (см. Рис. 2):
Рис. 2. Рост безработицы в некоторых странах мира в 2007–2009 годах, процентные пункты5
В каком же числе стран в 2007-2009 годах в результате финансово-экономического кризиса выросла смертность? Отметим, что в многих из как раз наиболее развитых стран мира общий коэффициент смертности рос все последние 20-30 лет из-за старения населения. Поэтому для выявления влияния глобального кризиса на глобальную смертность сравнивать надо не общие коэффициенты смертности (слишком сильно зависящие от возрастной структуры), а значения средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении (от возрастной структуры как раз не зависящие). Поэтому сформулированный выше вопрос надо операционализировать следующим образом: в скольких странах мира в 2007-2009 годах в результате глобального финансово-экономического кризиса уменьшилась ожидаемая продолжительность жизни при рождении? Для начала выясним – во скольких странах мира (как испытавших в 2007-2009 годах падение производства, так и его не испытавших) наблюдалось между 2007 и 2009 годами уменьшение ожидаемой продолжительности жизни. Ответ, мы думаем, все-таки многих удивит.
Так вот, из 222 стран и агрегатов, по которым в базе данных Всемирного банка имеется информация по ожидаемой продолжительности жизни за 2007–2009 годы, снижение ожидаемой продолжительности жизни в эти годы было зафиксировано всего лишь в 3 (трех!) странах: в Сирии, Ираке и на Сейшельских Островах (см. Приложение 1). Исключений из правила здесь так мало, что на них стоит остановится поподробнее.
1) Сирия. Снижение ОПЖ в Сирии в 2007–2009 годах было крайне небольшим, в пределах статистической погрешности – с 75,00 до 74,96 лет. Однако не это самое важное. Самое же важное здесь то, что сирийская экономика в эти годы была крайне закрытой и от глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. она пострадала едва ли не меньше, чем кто бы то ни было другой (см. Рис. 3 и 4):
Рис. 3. Динамика ВВП Сирийской Арабской Республики в 2004–2009 годах, миллиарды постоянных международных долларов 2005 года по паритетам покупательной способности6
Рис. 4. Относительная динамика производства ВВП в Сирии, США и Евросоюзе (2000–2010 гг., уровень 2000 г. = 100)
Таким образом, Сирию 2007–2009 годов никак нельзя рассматривать как пример роста смертности под влиянием финансово-экономического кризиса.
2) По сходным причинам нельзя в таком качестве рассматривать и Ирак, так как и в Ираке в 2007–2009 гг. собственно экономического спада и не было (см. Рис. 5), хотя были, конечно, иного рода кризисы, напрямую с глобальным финансово-экономическим кризисом не связанные.
Рис. 5. Динамика ВВП на душу населения в Ираке в 2001–2009 годах, в постоянных международных долларах 2005 года по паритетам покупательной способности7
3) Итак, остаётся единственное исключение – Сейшельские Острова. И это, по всей видимости, единственная страна, где смертность выросла, а ожидаемая продолжительность жизни сократилась в непосредственной связи с глобальным финансово-экономическим кризисом. Начнём с того, что Сейшельские Острова вполне реально пострадали от спада мирового туризма в глобальный финансово-экономический кризис, и в 2007–2009 годах спад ВВП на душу населения составил вполне заметные 5,73%. Однако почти в тридцати странах мира экономическое падение было заметно более сильным, а ожидаемая продолжительность жизни там не уменьшилась, а выросла (и иногда, как мы увидим это ниже, очень даже заметно). Более существенным представляется то обстоятельство, что в подавляющем большинстве стран, испытавших экономический спад в 2008-2009 годах, не наблюдалось сокращения расходов на здравоохранение, наоборот они заметно выросли. Сейшельским Островам здесь принадлежит печальный антирекорд. Правительство Сейшел решило использовать в качестве одного из основных способов решения возникших в кризис финансовых проблем сокращение расходов на здравоохранение, и в 2007-2009 годах эта страна в некоторых отношениях оказалась печальным мировым лидером по этой части.
Действительно, из 50 стран, наиболее сильно пострадавших от глобального финансово-экономического кризиса8, долю государственных расходов в ВВП в 2007–2009 годах уменьшило лишь шесть9. Остальные её увеличили, при этом 33 из них увеличили эту долю в высшей степени существенно – на половину процентного пункта и более. В эту группу кстати попала и Россия, где в 2007–2009 годах доля государственных расходов в ВВП выросла на 0,7 процентных пунктов, что (наряду с ростом негосударственных расходов на здравоохранение) обеспечило заметное увеличение в реальном выражении подушевых расходов на здравоохранение в эти годы, даже несмотря на заметное сжатие российского ВВП10. Представляется, что это обстоятельство сыграло заметную роль в том, что в годы глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. ожидаемая продолжительность жизни россиян очень заметно (более чем на год) выросла11. Во многих же других странах, испытавших в 2009-2009 гг. ещё более глубокие финансово-экономические кризисы чем Россия, доля госрасходов на здравоохранение в ВВП выросла еще больше: например, в Ирландии, Эстонии и Дании это доля выросла на 1,3 процентных пункта, в Великобритании – на 1,4, а в Кувейте – даже на 1,7. В большинстве пораженных кризисом стран в кризис выросла и доля в ВВП негосударственных расходов на здравоохранение (их граждане предпочли на здоровье в кризис не экономить). В результате, несмотря на заметное сжатие ВВП, реальные подушевые расходы на здравоохранение в кризис сократились только в 7 из 50 стран, наиболее пострадавших от глобального финансово-экономического кризиса. В 43 же странах они выросли, при этом в 33 – очень заметно (более чем на 10%)12. Сейшельские Острова 2007–2009 гг. находятся в резком контрасте с этим трендом. Эта страна оказалась во время финансово-экономического кризиса 2007–2009 годов единственным государством, правительство которого попробовала решить возникшие в ходе кризиса финансовые проблемы за счет существенного сокращения государственных расходов на здравоохранение. Как уже упоминалось выше, здесь в 2007–2009 гг. Сейшелам принадлежал печальный антирекорд.
Действительно, на фоне заметно сократившегося ВВП на Сейшелах очень заметно (с 3,1 до 2,4%) сократилась доля в ВВП государственных расходов на здравоохранение13. Таким образом, доля госрасходов на здравоохранение в ВВП на Сейшелах в 2007–2009 годах уменьшилась на 0,7 процентных пункта. Это печальный абсолютный рекорд среди всех стран мира, серьезно затронутых глобальным финансово-экономическим кризисом 2008-2009 годов. И с очень большим отрывом – кроме Сейшел только 5 пораженных кризисом страны сократили долю госрасходов в ВВП; при этом две – менее чем на 0,2 процентных пункта, а еще три – менее чем на 0,114.
Еще сильнее (с 3,7 до 2,6%) сократилась доля в ВВП общих расходов на здравоохранение. Соответственно, и падение годовых подушевых расходов на здравоохранения в 2007–2009 годах на Сейшелах оказалось совершенно рекордным. Эти расходы упали здесь с и так уже мизерных 642 долларов ниже 500 долларов, т.е. на 22,3%. И снова это печальный антирекорд. И снова с большим отрывом. Напомним, что из 50 стран, серьезно пораженных глобальным финансово-экономическим кризисом 2007-2009 годов, реальные подушевые расходы на здравоохранение снизились только в семи (включая Сейшелы). Но на Сейшелах они снизились более чем на 22%, а в остальных шести странах – в среднем менее чем на 5%15.
Именно с этим обстоятельством, по-видимому, и стоит связать сокращение ожидаемой продолжительности жизни, зафиксированное на Сейшелах в 2007–2009 годах (но ни в одной другой стране, серьёзно затронутой глобальным финансово-экономическим кризисом 2008-2009 годов).
С другой стороны, обращает на себя внимание то обстоятельство, что многие страны (включая Россию), испытавшие значительный экономический спад в 2008-2009 годах, смогли в 2007-2009 годах заметно увеличить ожидаемую продолжительность жизни. Особый интерес представляют здесь прибалтийские страны.
Страны Прибалтики пострадали от глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов едва ли не больше, чем кто бы то ни было ещё. Так, по данным Всемирного банка, падение производства (измерено по ВВП на душу населения в постоянных международных долларах 2011 года по паритетам покупательной способности) в 2007-2009 годах составило в Литве 11,7%, в Латвии - 14,6%, а в Эстонии - даже 18,9%. По глубине падения Литва оказалась на 11-м месте в мире, Латвия - на 4-м, а Эстония - на 2-м (более глубокое падение было зафиксировано только в ОАЭ). Безработица в 2007-2009 годах выросла в Эстонии на 9 процентных пунктов, в Литве - на 9 с половиной процентных пунктов, а в Латвии - даже на 11 с половиной. При этом по масштабу роста безработицы в 2007-2009 годах Эстония оказалась на 4-м месте в мире, Литва - на 3-м, а Латвия - на 1-м (второе место оказалось у Испании, где рост безработицы в кризис был особо сильным).
На этом фоне крайне интересным представляется то обстоятельство, что именно прибалтийским странам удалось в 2007-2009 гг. добиться наибольших в мире успехов в снижении смертности. Согласно данным того же Всемирного банка, ОПЖ в Эстонии и Литве увеличился в 2007-2009 гг. на 2,0 года, а в Латвии - на 2,1 года. В 2007-2009 годах это был лучший результат среди всех высоко- и среднеразвитых стран, среди всех стран Европы, Азии, Америки и Океании (бóльший рост ОПЖ был зафиксирован только в нескольких странах Тропической и Южной Африки, добившихся в те же самые годы серьезных успехов в борьбе с эпидемией СПИД/ВИЧ.
Таким образом проделанный нами анализ социально-экономической динамики стран мира в период глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов позволяет сделать следующие предварительные выводы:
1) В современном мире финансово-экономические кризисы того масштаба, который наблюдается в современной России, практически никогда не сопровождаются сокращением продолжительности жизни (ОПЖ) и ростом независимой от старения населения смертности.
2) Сокращение ОПЖ и заметный рост смертности в кризис может наблюдаться только при совершении грубых ошибок государственной администрацией. Речь идет прежде всего о попытках решить возникающие в кризис финансовые проблемы за счет сокращения расходов на здравоохранение (а как будет показано в следующем разделе этого аналитического исследования к еще большему росту смертности может приводить рост доступности алкоголя).
3) Как показал опыт прибалтийских стран во время глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 годов при грамотной государственной политике даже во время самого глубокого финансово-экономического кризиса можно добиться самого впечатляющего снижения смертности.
Приложение 1
Изменение ожидаемой продолжительности жизни при рождении в разных странах и агрегатах мира в годы глобального финансово-экономического кризиса16
№ п/п |
Название страны или агрегата |
Ожидаемая продолжительность жизни на 2007 г., лет |
Ожидаемая продолжительность жизни на 2009 г., лет |
Изменение к 2009 году относительно 2007 года, лет |
1 |
Зимбабве |
46,75 |
51,15 |
+4,40 |
2 |
Замбия |
50,10 |
53,11 |
+3,01 |
3 |
Намибия |
58,78 |
61,44 |
+2,66 |
4 |
Руанда |
58,65 |
61,28 |
+2,63 |
5 |
Танзания |
55,99 |
58,18 |
+2,19 |
6 |
Латвия |
71,02 |
73,08 |
+2,06 |
7 |
Кения |
56,59 |
58,62 |
+2,02 |
8 |
Литва |
70,90 |
72,91 |
+2,01 |
9 |
Эстония |
72,81 |
74,82 |
+2,01 |
10 |
Эфиопия |
58,65 |
60,60 |
+1,95 |
11 |
Казахстан |
66,50 |
68,43 |
+1,92 |
12 |
Малави |
50,86 |
52,68 |
+1,82 |
13 |
Уганда |
54,72 |
56,49 |
+1,77 |
14 |
Лесото |
44,88 |
46,63 |
+1,75 |
15 |
Либерия |
57,19 |
58,86 |
+1,67 |
16 |
ЮАР |
52,00 |
53,47 |
+1,47 |
17 |
Камбоджа |
68,82 |
70,15 |
+1,33 |
18 |
Центрально-Африканская Республика |
46,09 |
47,40 |
+1,31 |
19 |
Конго |
55,28 |
56,58 |
+1,31 |
20 |
Африка южнее Сахары |
53,45 |
54,75 |
+1,30 |
21 |
Страны с низким уровнем доходов |
55,93 |
57,19 |
+1,26 |
22 |
Киргизия |
67,85 |
69,10 |
+1,26 |
23 |
Люксембург |
79,38 |
80,64 |
+1,25 |
24 |
Бедные страны с высоким уровнем долговой нагрузки |
55,54 |
56,73 |
+1,19 |
25 |
Бутан |
65,37 |
66,51 |
+1,14 |
26 |
Восточный Тимор |
64,26 |
65,39 |
+1,12 |
27 |
Свазиленд |
46,77 |
47,89 |
+1,12 |
28 |
Экваториальная Гвинея |
49,85 |
50,97 |
+1,12 |
29 |
Нигер |
55,35 |
56,47 |
+1,12 |
30 |
Россия |
67,50 |
68,60 |
+1,11 |
31 |
Бурунди |
51,02 |
52,09 |
+1,07 |
32 |
Гаити |
60,34 |
61,38 |
+1,05 |
33 |
Нигерия |
49,79 |
50,83 |
+1,04 |
34 |
Эритрея |
59,64 |
60,66 |
+1,03 |
35 |
Афганистан |
58,09 |
59,11 |
+1,02 |
36 |
Новая Каледония |
75,95 |
76,97 |
+1,02 |
37 |
Мальдивы |
75,34 |
76,35 |
+1,01 |
38 |
Южный Судан |
51,92 |
52,91 |
+0,99 |
39 |
Гвинея |
53,94 |
54,93 |
+0,99 |
40 |
Наименее развитые страны по классификации ООН |
58,84 |
59,82 |
+0,99 |
41 |
Кот-д'Ивуар |
48,27 |
49,26 |
+0,98 |
42 |
Джибути |
58,80 |
59,78 |
+0,98 |
43 |
Сьерра-Леоне |
43,53 |
44,50 |
+0,97 |
44 |
Украина |
68,22 |
69,19 |
+0,97 |
45 |
Габон |
60,90 |
61,85 |
+0,95 |
46 |
Южная Корея |
79,35 |
80,30 |
+0,95 |
47 |
Лаос |
65,49 |
66,44 |
+0,94 |
48 |
Буркина-Фасо |
53,62 |
54,56 |
+0,94 |
49 |
Непал |
65,72 |
66,65 |
+0,93 |
50 |
Израиль |
80,50 |
81,40 |
+0,90 |
51 |
Мали |
52,45 |
53,34 |
+0,89 |
52 |
Чад |
48,43 |
49,31 |
+0,88 |
53 |
Мадагаскар |
62,05 |
62,91 |
+0,86 |
54 |
Сенегал |
61,72 |
62,56 |
+0,84 |
55 |
Страны с высоким уровнем доходов, не входящие в ОЭСР |
71,84 |
72,67 |
+0,83 |
56 |
Ливан |
78,08 |
78,91 |
+0,83 |
57 |
Ангола |
49,44 |
50,25 |
+0,82 |
58 |
Сингапур |
80,44 |
81,24 |
+0,80 |
59 |
Бангладеш |
68,28 |
69,08 |
+0,80 |
60 |
Кюрасао |
75,36 |
76,16 |
+0,79 |
61 |
Камерун |
52,48 |
53,26 |
+0,79 |
62 |
Кабо-Верде |
72,71 |
73,49 |
+0,78 |
63 |
Малые государства |
61,46 |
62,23 |
+0,77 |
64 |
Венгрия |
73,15 |
73,90 |
+0,75 |
65 |
Болгария |
72,66 |
73,41 |
+0,75 |
66 |
Греция |
79,44 |
80,19 |
+0,75 |
67 |
Румыния |
72,57 |
73,31 |
+0,74 |
68 |
Никарагуа |
72,71 |
73,44 |
+0,74 |
69 |
Гана |
59,64 |
60,35 |
+0,71 |
70 |
Словакия |
74,21 |
74,91 |
+0,70 |
71 |
Турция |
73,18 |
73,88 |
+0,69 |
72 |
Центральная Европа и Прибалтика |
74,25 |
74,93 |
+0,68 |
73 |
Сомали |
53,02 |
53,69 |
+0,67 |
74 |
Кирибати |
66,91 |
67,56 |
+0,65 |
75 |
Иран |
72,16 |
72,81 |
+0,65 |
76 |
Боливия |
65,36 |
66,01 |
+0,64 |
77 |
Оман |
75,12 |
75,75 |
+0,63 |
78 |
Бенин |
57,87 |
58,51 |
+0,63 |
79 |
Индия |
64,79 |
65,41 |
+0,62 |
80 |
Южная Азия |
65,23 |
65,84 |
+0,61 |
81 |
Монголия |
66,04 |
66,64 |
+0,60 |
82 |
Испания |
80,87 |
81,48 |
+0,60 |
83 |
Великобритания |
79,45 |
80,05 |
+0,60 |
84 |
Вануату |
69,94 |
70,55 |
+0,60 |
85 |
Суринам |
69,47 |
70,07 |
+0,60 |
86 |
Перу |
73,01 |
73,60 |
+0,59 |
87 |
Нижний эшелон стран со средним уровнем доходов |
65,01 |
65,60 |
+0,59 |
88 |
Судан |
60,66 |
61,25 |
+0,58 |
89 |
Гондурас |
71,96 |
72,53 |
+0,58 |
90 |
Того |
54,57 |
55,14 |
+0,57 |
91 |
Таиланда |
73,02 |
73,59 |
+0,57 |
92 |
Мозамбик |
48,23 |
48,80 |
+0,57 |
93 |
Самоа |
71,56 |
72,12 |
+0,56 |
94 |
Гватемала |
70,12 |
70,68 |
+0,56 |
95 |
Французская Полинезия |
74,89 |
75,45 |
+0,56 |
96 |
Соломоновы Острова |
66,27 |
66,83 |
+0,56 |
97 |
Ямайка |
72,04 |
72,59 |
+0,55 |
98 |
Новая Зеландия |
80,15 |
80,70 |
+0,55 |
99 |
Ирландия |
79,64 |
80,19 |
+0,55 |
100 |
Бразилия |
72,26 |
72,80 |
+0,54 |
101 |
Гамбия |
57,34 |
57,88 |
+0,54 |
102 |
Азербайджан |
69,76 |
70,29 |
+0,54 |
103 |
Гуам |
77,31 |
77,84 |
+0,53 |
104 |
Сент-Люсия |
73,71 |
74,23 |
+0,52 |
105 |
Страны с низким и средним уровнем доходов |
67,54 |
68,05 |
+0,52 |
106 |
Индонезия |
69,42 |
69,93 |
+0,51 |
107 |
Папуа-Новая Гвинея |
61,32 |
61,82 |
+0,50 |
108 |
Гренландия |
69,94 |
70,44 |
+0,50 |
109 |
Сан-Марино |
82,51 |
83,00 |
+0,49 |
110 |
Мир в целом |
69,59 |
70,08 |
+0,49 |
111 |
ДРК |
48,21 |
48,70 |
+0,48 |
112 |
Сан-Томе и Принсипи |
65,19 |
65,67 |
+0,48 |
113 |
Латинская Америка и Карибы |
73,43 |
73,92 |
+0,48 |
114 |
Страны с высоким уровнем доходов |
77,71 |
78,19 |
+0,48 |
115 |
Таджикистан |
66,34 |
66,82 |
+0,48 |
116 |
Белиз |
72,56 |
73,04 |
+0,48 |
117 |
Мексика |
75,98 |
76,46 |
+0,48 |
118 |
Гвинея-Бисау |
52,84 |
53,32 |
+0,48 |
119 |
Европейский союз |
78,97 |
79,44 |
+0,47 |
120 |
Страны со средним уровнем дохода |
68,78 |
69,25 |
+0,47 |
121 |
Ливия |
74,12 |
74,59 |
+0,47 |
122 |
Хорватия |
75,71 |
76,17 |
+0,46 |
123 |
Коморские Острова |
59,52 |
59,98 |
+0,46 |
124 |
Гайана |
65,05 |
65,51 |
+0,46 |
125 |
Малые карибские государства |
70,77 |
71,22 |
+0,46 |
126 |
Финляндия |
79,26 |
79,72 |
+0,46 |
127 |
Бермудские Острова |
78,93 |
79,39 |
+0,45 |
128 |
Фарерские Острова |
79,94 |
80,39 |
+0,45 |
129 |
Нидерланды |
80,10 |
80,55 |
+0,45 |
130 |
Польша |
75,24 |
75,70 |
+0,45 |
131 |
Косово |
69,20 |
69,65 |
+0,45 |
132 |
Швеция |
80,90 |
81,35 |
+0,45 |
133 |
Марокко |
69,49 |
69,94 |
+0,45 |
134 |
Мальта |
79,79 |
80,24 |
+0,45 |
135 |
Гонконг |
82,33 |
82,78 |
+0,45 |
136 |
Саудовская Аравия |
74,41 |
74,86 |
+0,45 |
137 |
Малые тихоокеанские островные государства |
68,61 |
69,05 |
+0,45 |
138 |
Сальвадор |
70,96 |
71,40 |
+0,44 |
139 |
Доминиканская Республика |
72,13 |
72,57 |
+0,44 |
140 |
Колумбия |
72,72 |
73,16 |
+0,44 |
141 |
Япония |
82,51 |
82,93 |
+0,42 |
142 |
Мьянма |
63,97 |
64,39 |
+0,42 |
143 |
Ближний Восток и Северная Африка |
71,14 |
71,56 |
+0,42 |
144 |
Эквадор |
74,98 |
75,40 |
+0,42 |
145 |
Макао |
79,06 |
79,48 |
+0,42 |
146 |
Египет |
69,81 |
70,23 |
+0,42 |
147 |
Словения |
78,56 |
78,97 |
+0,41 |
148 |
Страны ОЭСР |
78,77 |
79,18 |
+0,41 |
149 |
Португалия |
78,32 |
78,73 |
+0,40 |
150 |
Еврозона |
80,10 |
80,50 |
+0,40 |
151 |
Дания |
78,20 |
78,60 |
+0,40 |
152 |
Норвегия |
80,40 |
80,80 |
+0,40 |
153 |
Объединенные Арабские Эмираты |
76,01 |
76,41 |
+0,40 |
154 |
Верхний эшелон стран со средним уровнем доходов |
73,10 |
73,50 |
+0,40 |
155 |
Куба |
78,14 |
78,53 |
+0,40 |
156 |
Йемен |
61,94 |
62,33 |
+0,39 |
157 |
Страны ОЭСР с высоким уровнем доходов |
79,45 |
79,84 |
+0,39 |
158 |
Арабский мир |
68,99 |
69,38 |
+0,39 |
159 |
Панама |
76,36 |
76,75 |
+0,38 |
160 |
Бруней |
77,42 |
77,80 |
+0,38 |
161 |
Чили |
78,44 |
78,82 |
+0,38 |
162 |
Пакистан |
65,60 |
65,96 |
+0,37 |
163 |
Багамы |
74,06 |
74,42 |
+0,36 |
164 |
Венесуэла |
73,64 |
74,00 |
+0,36 |
165 |
Палестинская Автономия |
72,09 |
72,45 |
+0,36 |
166 |
Аргентина |
75,13 |
75,49 |
+0,36 |
167 |
Сент-ВинсентиГренадины |
71,69 |
72,05 |
+0,36 |
168 |
Фиджи |
68,84 |
69,20 |
+0,36 |
169 |
Антигуа и Барбуда |
74,80 |
75,16 |
+0,36 |
170 |
Восточная Азия и Тихоокеанский регион |
73,90 |
74,26 |
+0,35 |
171 |
Гренада |
71,83 |
72,18 |
+0,35 |
172 |
Черногория |
73,92 |
74,27 |
+0,35 |
173 |
Сербия |
73,63 |
73,99 |
+0,35 |
174 |
Чехия |
76,72 |
77,08 |
+0,35 |
175 |
Коста-Рика |
78,73 |
79,08 |
+0,35 |
176 |
Канада |
80,37 |
80,72 |
+0,35 |
177 |
Уругвай |
76,12 |
76,46 |
+0,35 |
178 |
Барбадос |
74,30 |
74,64 |
+0,34 |
179 |
Албания |
76,46 |
76,80 |
+0,34 |
180 |
Армения |
73,76 |
74,09 |
+0,33 |
181 |
Малайзия |
74,00 |
74,33 |
+0,33 |
182 |
Мавритания |
60,54 |
60,86 |
+0,32 |
183 |
Иордания |
72,96 |
73,28 |
+0,32 |
184 |
Маврикий |
72,57 |
72,88 |
+0,31 |
185 |
Китай |
74,42 |
74,73 |
+0,31 |
186 |
Алжир |
70,17 |
70,47 |
+0,30 |
187 |
Германия |
79,53 |
79,84 |
+0,30 |
188 |
Швейцария |
81,74 |
82,04 |
+0,30 |
189 |
Франция |
81,11 |
81,41 |
+0,30 |
190 |
Филиппины |
67,77 |
68,07 |
+0,30 |
191 |
Бахрейн |
75,82 |
76,12 |
+0,30 |
192 |
Исландия |
81,45 |
81,75 |
+0,30 |
193 |
Тонга |
71,74 |
72,03 |
+0,29 |
194 |
Кипр |
78,86 |
79,15 |
+0,29 |
195 |
Аруба |
74,53 |
74,82 |
+0,29 |
196 |
Грузия |
73,25 |
73,54 |
+0,29 |
197 |
КНДР |
68,37 |
68,66 |
+0,29 |
198 |
Босния и Герцеговина |
75,37 |
75,66 |
+0,29 |
199 |
Катар |
77,71 |
78,00 |
+0,28 |
200 |
Микронезия |
68,22 |
68,50 |
+0,27 |
201 |
Вьетнам |
74,90 |
75,17 |
+0,27 |
202 |
Северная Америка |
78,09 |
78,35 |
+0,26 |
203 |
Македония |
74,32 |
74,58 |
+0,26 |
204 |
Парагвай |
71,67 |
71,93 |
+0,25 |
205 |
Австралия |
81,29 |
81,54 |
+0,25 |
206 |
Соединенные Штаты Америки |
77,84 |
78,09 |
+0,25 |
207 |
Тунис |
74,20 |
74,45 |
+0,25 |
208 |
Туркменистан |
64,64 |
64,88 |
+0,24 |
209 |
Тринидад и Тобаго |
69,24 |
69,48 |
+0,24 |
210 |
Молдова |
68,11 |
68,34 |
+0,23 |
211 |
Узбекистан |
67,53 |
67,74 |
+0,21 |
212 |
Лихтенштейн |
81,30 |
81,50 |
+0,20 |
213 |
Беларусь |
70,20 |
70,41 |
+0,20 |
214 |
Италия |
81,43 |
81,64 |
+0,20 |
215 |
Бельгия |
79,78 |
79,98 |
+0,20 |
216 |
Кувейт |
73,90 |
74,07 |
+0,17 |
217 |
Австрия |
80,18 |
80,33 |
+0,15 |
218 |
Шри-Ланка |
73,62 |
73,66 |
+0,04 |
219 |
Ботсвана |
46,30 |
46,30 |
0,00 |
220 |
Сирия |
75,00 |
74,96 |
-0,04 |
221 |
Ирак |
68,86 |
68,73 |
-0,13 |
222 |
Сейшельские Острова |
73,19 |
73,03 |
-0,16 |
Примечания
1 См., например: http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/minekonomrazvitiya-ukhudshilo-prognoz-padeniya-vvp-rf-na-2015-god-s-2-8-do-3-3-proc-1000780578
2 Измерено в ВВП на душу населения в постоянных международных долларах 2011 года по паритетам покупательной способности.
3 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.PCAP.PP.KD.
4 См., например:http://www.rosbalt.ru/business/2015/06/15/1408713.html
5 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ SL.UEM.TOTL.NE.ZS.
6 Источник данных: World Bank. 2012. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.MKTP.PP.KD. Дата обращения: 25.01.2012. Отметим, что в текущей (2015 года) версии БД Всемирного банка эти данные уже отсутствуют (в связи, по всей видимости, с их вызывающей «политической некорректностью»).
7 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.PCAP.PP.KD.
8 С падением подушевого ВВП в 2007–2009 годах на три и более процента.
9 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ SH.XPD.PUBL.ZS.
10 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ SH.XPD.PCAP.PP.KD.
11 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ SP.DYN.LE00.IN.
12 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ SH.XPD.PCAP.PP.KD.
13 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ SH.XPD.PUBL.ZS.
14 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ SH.XPD.PUBL.ZS.
15 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ SH.XPD.PCAP.PP.KD.
16 Источник данных: World Bank. 2015. World Development Indicators Online. Washington DC: World Bank, Electronic version. URL: http://data.worldbank.org/indicator/ SP.DYN.LE00.IN.