29 марта 2024, пятница, 10:23
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

15 июня 2015, 15:15

Он проснулся!

Поверхность кометы Чурюмова — Герасименко. Снимок сделан космическим аппаратом «Розетта»
ESA/Rosetta/NAVCAM

Надежды ученых оправдались: 13 июня в 22 часов 28 минут по центральноевропейскому времени спускаемый аппарат Philae снова вышел на связь после семи месяцев молчания.

12 ноября 2015 года модуль Philae стал первым в истории космических исследований аппаратом, сумевшим сесть на ядро кометы. Однако в ходе посадки возникла нештатная ситуация. Модуль не сумел закрепиться на поверхности кометы при помощи специальных гарпунов и дважды отскакивал от нее. В результате место его окончательного расположение оказалось не там, где рассчитывали организаторы миссии. Солнечные батареи модуля не смогли работать на полную мощность, так как свет падает на них только в течение 90 минут за 12 часов, все остальное время модуль находился в тени скалы. Работу модуля обеспечивала в основном внутренняя батарея. Ее заряд был рассчитан всего на 60 часов.

За это небольшое время специалисты Европейского центра управления космическими полетами в Дармштадте миссии предприняли попытку сдвинуть аппарат. Конструкция Philae, конечно, не предусматривала никаких средств передвижения, но они использовали один из научных инструментов – MUPUS (MUlti-PUrpose Sensors for Surface and Sub-Surface Science), предназначенный для измерения плотности, температурных и механических свойств поверхности. В его конструкцию входит пенетратор, напоминающий геологический молоток. Упираясь пенетратором в поверхность кометы, они рассчитывали сместить модуль Philae в точку с более хорошим освещением. Работу осложняло то, что команды с Земли достигали кометы за полчаса. Столько же приходилось ждать ответной информации. В итоге успеха добиться не удалось.

Philae успел, не смотря на краткий срок работы, выполнить некоторые научные исследования и передать их результаты на космический аппарат Rosetta, который следует за кометой на расстоянии около 200 километров. Например, инструмент COSAC (COmetary SAmpling and Composition), состоящий из газового хроматографа и масс-спектрометра, проанализировал химический состав газов, выделяющихся у поверхности кометного ядра. По сообщению Института исследований Солнечной системы Общества Макса Планка, в их составе были обнаружены органические молекулы. Также успел поработать APXS – детектор альфа-частиц и рентгеновского излучения. С поверхности кометы был передан ряд фотоснимков, позволивших определить особенности рельефа ядра. Там обнаружились возвышенности высотой до 900 метров. Ученые, продолжая древнеегипетскую тематику названий Rosetta и Philae, дали участкам поверхности кометы имена египетских богов: Баст, Маат, Имхотеп, Атон и так далее.

Но в конце концов энергия батареи была исчерпана и модуль Philae перешел в спящий режим. Возобновление его работы не было сюрпризом для ученых, но точно предугадать этот момент они не могли. Для выхода из спящего режима аппарату было необходимо не только улучшение освещенности, но и потепление. Перезагрузка компьютера могла произойти лишь при температуре выше -45°C (в момент посадки она составляла -70°C). Необходимая мощность батарей должна составить не менее 5,5 ватта, а для обеспечения двусторонней связи с аппаратом Rosetta – как минимум 19 ватт.

Наконец, эти условия были выполнены. Первая передача информации длилась 85 секунд, получены 300 пакетов данных. Как сообщает Европейское космическое агентство, модуль пробудился на день или два раньше 13 июня, но до этого дня не мог восстановить связь с аппаратом Rosetta. За это время он накопил еще 8000 пакетов данных, которые ученые надеются получить при следующих сеансах связи. Сейчас температура модуля -32°C, генерируемая мощность 24 ватта. Руководитель проекта Philae Стефан Уламек рассказывает, что весть о возобновлении связи застала его в 0 часов 18 минут в воскресенье, когда он возвращался домой из бара. В коротком смс-сообщении от оператора Европейского космического агентства Чинции Фантинати говорилось: «Привет! Мы получили сигнал от Philae! Перезвони мне!». Теперь Уламек и его коллеги работают над изменением орбиты аппарата Rosetta, чтобы обеспечить устойчивую связь.

Каких научных данных можно ожидать при продолжении работы модуля? На Philae установлена аппаратура, предназначенная для изучения ядра кометы как снаружи, так и изнутри. Например, инструмент CONSERT (COmet Nucleus Sounding Experiment by Radiowave Transmission) представляет собой радар, который при помощи электромагнитных волн от аппарата Rosetta должен провести томографию кометного ядра. Инструмент ROMAP (Rosetta Lander Magnetometer and Plasma Monitor) позволит исследовать магнитое поле ядра и его взаимодействие с солнечным ветром.

Ученые планируют начать активацию сначала тех инструментов, которые не содержат движущихся частей и поэтому не требуют большой энергии для работы. Это датчики температуры, магнитного поля и электропроводности на поверхности ядра. Им понадобится мощность всего 5 ватт. Следующими в очереди стоят инструменты, которым необходимо до 15 ватт, например, панорамные камеры и радар. Они могут быть активированы в те промежутки времени, когда модуль не ведет сеанс радиосвязи. Наконец, при благоприятных условиях задействуют инструменты, которым нужно 25 ватт мощности. Тогда тот же аппарат COSAC сможет не только «нюхать» выделяемые ядром газообразные вещества, но и анализировать состав твердый пород, которые будут измельчаться и нагреваться в специальной камере.

Сейчас комета 67Р/Чурюмова-Герасименко продолжает двигаться по направлению к Солнцу. Она достигнет перигелия – ближайшей к Солнцу точки своей орбиты – 13 августа. При удачном стечении обстоятельств миссия Philae может продлиться до сентября.