28 марта 2024, четверг, 23:05
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Внеплановое бедствие

Владимир Путин в Республике Хакасия
Владимир Путин в Республике Хакасия
Фото: kremlin.ru

Во вторник, 21 апреля, Владимир Путин прибыл в Хакасию, чтобы лично проследить за тем, как местные власти справляются с лесными пожарами. Поездка эта запомнится хотя бы просьбой местного губернатора Виктора Зимина не сажать всех руководителей прямо сейчас, а дать им немного поработать.

В принципе короткий диалог губернатора и президента, который был показан на «Первом канале», можно считать отличной моделью отношения федерального правительства к стихийным бедствиям.

Тут даже не важно, что стало причиной пожаров в Сибири. Поджигают ли леса диверсанты, как подозревает полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Николай Рогожкин, или празднующие на природе Пасху горожане, или крестьяне, которые по древней русской традиции сжигают сухостой, чтобы лучше новая трава росла. Важно, что весной в сухом лесу вспыхивает пламя, но ни граждане, ни государство к этому оказываются совершенно не готовы.

 
Виктор Зимин

Конечно, Зимин пообещал президенту, что к 1 сентября все погорельцы будут заселены в новые дома, а республика попытается обеспечить пострадавших всем необходимым — от продуктов питания до покупки нового скота.

Сценарий борьбы с большинством стихийных бедствий в России примерно одинаков. Сначала (иногда быстро, иногда медленно) угроза надвигается на людей: это может быть землетрясение, лесной пожар, наводнение или даже падение метеорита. Потом оказывается: частные или общественные структуры справиться с угрозой не могут в принципе, хотя бы потому, что подобных структур не существует — в результате на помощь призывается государство. Региональные администрации в России, чаще всего, не располагают достаточными ресурсами для того, чтобы хоть как-то справиться со стихией, приходится бить в набат и ждать помощи от федерального центра. Именно этим фактом объясняется популярность Сергея Шойгу: он отстроил структуру МЧС таким образом, что бойцы этого ведомства первыми приходили на помощь россиянам в трудную минуту, естественно люди за такое спасателей и их главного начальника очень уважали.

При этом самый эффективный способ борьбы со стихийными бедствиями — предупреждение и профилактика — в России совершенно не используется. Характерным примером могут служить фотографии Сергея Прокудина-Горского, который в начале XX объехал с фотоаппаратом половину России. Знаменитой «Коллекция достопримечательностей Российской империи» стала благодаря тому, что это одна из первых в мире большая серия цветных фотографий. Интересны снимки еще и тем, что на них запечатлены в основном средние и небольшие городе и поселения. На снимках видно: сто лет назад в российских селениях было намного меньше деревьев — это естественное требование правил пожарной безопасности соблюдалось по всей стране, потому что люди понимали - новый дом вместо сгоревшего для них никто не построит.

Сегодня ситуация несколько иная: после каждого стихийного бедствия власти, как региональные, так и федеральные, обещают выплачивать деньги пострадавшим, восстанавливать их дома или строить новые взамен уничтоженных. Часто выполнения обещаний приходится ждать достаточно долго, иногда люди остаются без крова даже холодной зимой, но надежда на помощь  заставляет не только довольно наплевательски относиться к элементарным правилам безопасности, но и стимулирует не страховать собственное жилье и имущество.

В правительстве, в принципе, понимают, что страхование, пусть даже и принудительное — самый правильный путь к сознательности граждан. Если в домах старая проводка, если деревня никак не отгорожена от леса, который горит каждую весну, если дом стоит в пойме реки, которая разливается раз в несколько лет, то страховка, естественно, будет стоить дороже, а значит граждане получат стимул заботиться о своей безопасности самостоятельно. Проблема в том, что подобное обязательное страхование жилья воспринимается как новый налог, а значит, крайне негативно.

После катастрофического паводка на реке Амур летом 2013 года, когда оказалось подтоплено более 10 тысяч жилых домов, федеральное правительство потратило на помощь пострадавшим до 4 млрд рублей, сопоставимые суммы выделили региональные бюджеты Амурской области, Хабаровского края и Еврейской автономии.

Намного более точная статистика опубликована по возмещению ущерба пострадавшим от наводнение в Краснодарском крае 6-7 июля 2012 года. Краевой бюджет выделил пострадавшим примерно 5,5 млрд рублей, еще около 4,4 млрд дал федеральный центр. В страховые компании был заявлен ущерб на общую сумму в миллиард рублей, причем по большей части требования касались имущества, которое было взято в кредит и застраховано по условиям договора.

В 2010 году, когда многие регионы Центральной России были охвачены лесными пожарами, федеральное правительство выделило 5 млрд рублей для материальной помощи пострадавшим. Опять же, сопоставимые суммы были выделены из региональных бюджетов.

После наводнения на Дальнем Востоке федеральное Министерство финансов даже разработало законопроект, который предполагал поэтапное сокращение государственной финансовой помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций гражданам, не застраховавшим жилье и прочее имущество. Далеко этот документ, впрочем, не продвинулся — зато о нем теперь вспоминают всегда, когда происходит очередное стихийное бедствие. На этот раз инициатива исходит из Совета Федерации, но ведомство Антона Силуанова явно против не будет. Против будут совершенно другие ведомства, которые ответственны за стабильную внутреннюю политику.

Так что в вопросе страхования, если пользоваться терминологией Путина, вновь столкнутся политика разума и политика сердца. Кто выйдет победителем, зависит от того, насколько федеральный бюджет будет готов каждый год выделять миллиарды рублей на помощь пострадавшим от стихийных бедствий.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.