28 марта 2024, четверг, 18:04
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 февраля 2015, 09:06

Бронзовые всадники Микеланджело

Бронзовые всадники на пантерах
Бронзовые всадники на пантерах

Бронзовые фигурки двух всадников на пантерах признаны работой знаменитого Микеланджело. К такому выводу недавно пришло группа экспертов из Музея Фицуильяма (Fitzwilliam Museum) Кембриджского университета, изучивших как характеристики металла, так и особенности самих изображений.

Если заключение экспертов верно, то эти скульптуры оказываются единственными дошедшими до нас работами великого скульптора, отлитыми из бронзы. Микеланджело предпочитал мрамор и не любил бронзы, считая ее не своим искусством («Non era mia arte», по его выражению). Известно две его крупные работы из бронзы, обе они не сохранились.

Когда в 1508 году римский папа Юлий II захватил Болонью, он велел скульптору изготовить свою бронзовую статую «в пять локтей вышиной». Статуя изображала сидящего понтифика. Как сообщает Вазари, «Микеланджело показал высокое искусство свое в ее позе, ибо вся она была исполнена величия и важности, и ткани были великолепны и богаты, и на лице одушевление, мощь, энергия и грозность». Она была установлена на 21 февраля 1508 года в нише над порталом собора Сан-Петронио в Болонье. Про эту работу Микеланджело сохранилось немало историй, дошедших до нас благодаря Вазари. Про энергичный жест правой руки статуи Юлий II якобы спросил Микеланджело, благословляет ли он или проклинает. Рассказывали также, что скульптор спросил папу, вложить ли ему в левую руку меч или книгу. На что Юлий II ответил: «Вложи меч, не очень я смыслю в книгах». Однако уже в 1511 году Аннибале II Бентивольо сумел отвоевать Болонью у папы. Статуя была сброшена, а потом продана Альфонсо I, герцогу Феррары. Феррарский герцог, ведший тогда с тяжелую войну с Юлием II, велел отлить из статуи пушку, дав ей имя «Юлия». Пушка тоже не сохранилась.

Известно также о бронзовом Давиде, который был заказан Микеланджело маршалом Пьером де Роганом в августе 1502 году. Потом права на статую были приобретены Флоримоном Роберте. Статуя была готова и отправлена во Францию лишь в 1509 году. До середины XVII века она находилась во дворе замка Бери близ Блуа, потом перенесена в другой замок, а затем следы ее потерялись во время революции. Сохранился лишь рисунок Микеланджело, сделанный в период работы над статуей.

 

Набросок бронзовой статуи Давида («Давид де Рогана»)

Два бронзовых всадника, которые теперь объявлены работой Микеланджело, известны как «бронзы Ротшильда». Фигуры шириной 40 см и высотой 80 см представляют собой персонажей вакхической процессии. Они не идентичны, но явно являются частями одного комплекта. Один из восседающих на пантерах мужчин зрелого возраста с бородой, второй – безбородый юноша. Оба всадника обнажены (как указывают в некоторых описаниях, «вероятно пьяные»), мужчина поднимает вверх правую руку, юноша – левую.

Впервые упоминаются они в каталоге коллекции швейцарского банкира барона Адольфа де Ротшильда в 1878 году. Тогда же впервые возникло предположение, что автором скульптур мог быть Микеланджело. Но оно было немедленно оспорено. Однако высокое качество литья  и стиль скульптур указывал, что они принадлежат эпохе итальянского Возрождения XVI века. В качестве возможных их авторов называли Якопо Сансовино и Тициано Аспетти, последний из которых как раз прославился своими работами из бронзы.

Предыдущая история скульптур неясна. Возможно, барон Ротшильд мог приобрести их из коллекции неаполитанских Бурбонов. Если это так, то они происходят из загородного королевского дворца в Казерте, где хранились сокровища неаполитанской династии.

После волны интереса, вызванного публикацией 1878 года, пара скульптур была на долгое время забыта историками. После смерти Адольфа де Ротшильда в 1900 году фигуры были унаследованы Морисом де Ротшильдом. Когда он умер в 1957 году, они были проданы французскому коллекционеру. 9 июля 2002 года всадники были выставлены на аукцион Sotheby’s как произведения «флорентийской школы XVI века». Предпродажная оценка произведений составила 1–1,5 миллиона фунтов стерлингов (1,5–2,25 млн. долларов). Перед аукционом высказывались предположения, что автором фигур мог быть Бенвенуто Челлини. Скульптуры купил британский коллекционер за 1,65 миллионов фунтов стерлингов ($ 2478000). Владелец предпочитает сохранять анонимность, но охотно предоставляет скульптуры для выставок.

В 2003 году бронзовые всадники были выставлены в Нью-Йорке, в частном музее Frick Collection, основанном предпринимателем и коллекционером Генри Фриком (1849–1919). При этом автором произведений был назван не только не Микеланджело, но даже не итальянский скульптор. Согласно новой атрибуции, их создал голландский скульптор Виллем ван Тетроде (ранее 1530 – после 1587). Он долгое время учился в Италии и даже носил итальянское имя Гильельмо Фьямминго. В Риме его учителем был скульптор и архитектор Гильельмо дела Порта. Характерный итальянский стиль, в котором были выполнены всадники, связывали с обучением ван Тетроде у итальянцев. На выставке «Бронза» в Королевской академии искусств в Лондоне в 2012 году всадники появляются с очередной атрибуцией. На этот раз их автором назван неизвестный скульптор «круга Микеланджело».

Осенью 2013 года кембриджский профессор истории искусств Пол Иоаннидес (Paul Joannides) обратил внимание на один лист с этюдом неизвестного ученика Микеланджело («Лист с наброском девы Марии, обнимающей младенца Иисуса», 1508, Музей Фабра в Монпелье). На этом рисунке ученик копировал работы своего учителя. Иоаннидес заметил, что на листе есть и изображение обнаженной мужской фигуры верхом на пантере. Поза фигуры сходна с позами бронзовых всадников.

 

Набросок из Музея Фабра (фрагмент)

В дальнейшем исследовании приняли участие куратор Музея Фицуильяма Виктория Эйвери (Victoria Avery), эксперты Роберт ван Ланг (Robert van Langh) и Ари Паппот (Arie Pappot) из Рейксмузеума в Амстердаме, профессор анатомии Питер Абрахамс (Peter Abrahams) из Уорикского университета, историк искусства Чарльз Эйвери (Charles Avery), специалист по творчеству Верроккьо Эндрю Баттерфилд (Andrew Butterfield) и искусствовед Мартин Гейфорд (Martin Gayford). Специалисты из Оксфордского университета при помощи термолюминесцентного датирования установили, что возраст скульптур 300–500 лет. Реставраторы из Рейксмузеума совместно со специалистами из лаборатории нейтронографии в Швейцарии также изучили образцы бронзы. Они установили, что толщина бронзовых стенок типична для флорентийского литья XVI века.

Профессор Абрахамс проанализировал анатомические особенности фигур. Он изучил поперечный свод стопы, сухожилия малой берцовой кости, продольную впадину вдоль спины, мышцы живота, строение пупков. Многие отмеченные им особенности соответствуют изображению аналогичных частей тела на других скульптурах Микеланджело и его рисунках, сделанных в 1500–1510 годах. В частности, пупки всадников выполнены практически точно так же, как и пупок знаменитого «Давида».

 

Спина бронзового всадника и рисунок мужской фигуры работы Микеланджело (1504–1505)

Исследование еще продолжается, но собранные на данный момент доказательства уже достаточно сильны, чтобы назвать автором этих статуй молодого Микеланджело. Вероятно, он создал их в период между 1504 (окончание работы над «Давидом») и 1508 (начало росписи Сикстинской капеллы) годами. Окончательный отчет исследовательской группы будет обнародован на конференции 6 июля этого года. Скачущие на пантерах всадники будут выставлены в Музее Фицуильяма с 3 февраля по 9 августа.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.