29 марта 2024, пятница, 02:01
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

29 августа 2006, 11:41

Голос прерий

На этой неделе в отечественный прокат выходят два фильма, о которых нельзя молчать – «Компаньоны» Роберта Олтмена и «Леди из воды» Шьямалана. О Шьямалане пусть не молчат другие – даже страшно вступать в существующий вокруг него ореол совершейнейшей неприкосновенности. Об Олтмене же хочется говорить совсем по другим причинам – последний фильм 80-летнего режиссера – это абсолютное воплощение так называемой американской мечты.

По сути, «Компаньоны» - это упрощенный перевод названия старого и до сих пор чрезвычайно популярного американского радиошоу «A Home Prairie Companions». Вот уже тридцать лет, как шоу с успехом крутится по всей Америке – особо интересующиеся могут услышать его, к примеру, на цифровом радио ВВС7. Ведет его неизменный Гаррисон Кейлор – человек, придумавший не только сам формат еженедельного радио-шоу, но и целую легенду вокруг него – озеро Вобегон в Минесотте, на берегу которого живут простые фермеры, коренные норвежцы, стойкие, сильные и равнодушные к мирской суете. Кейлор еженедельно пишет свои вобегонские вести, рассказывает в своем радиошоу вобегонские истории, передает вымышленную вобегонскую рекламу, и каждый раз заканчивает его словами: «И это были новости с озера Вобегон, где все женщины стройны, все мужчины симпатичны, и все дети старше тридцати».

У «Компаньонов», быть может, самого тихого и домашнего шоу в мире, своя многомиллионная аудитория. Забавно, что основными слушателями шоу, состоящего из песен кантри вперемешку с вымышленными фермерскими историями, являются никакие не фермеры и не запоздалые в развитии ковбои – передача Кейлора пользуется огромным успехом именно в больших городах и индустриальных центрах. В Лос Анджелесе и Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне, оно помогает мечтать об «идеальной Америке», потому что в сердце каждого американца, конечно, живо представление о том, что его страну строят не клерки в банках, а высокие  стройные люди в широкополых шляпах, днем возделывающие землю, а вечерами ведущие мудрые и неторопливые разговоры в кафе за вишневым пирогом и чашкой черного кофе – смотри «Твин Пикс», «О где же ты, брат?» братьев Коэнов, «Великого Гетсби» и все романы Фолкнера.

Идея сделать из радио-шоу фильм, как и сценарий этого фильма, принадлежат самому Кейлору. Не то, чтобы он хотел увековечить себя и свое шоу навечно – хотя и сам Кейлор снимается в фильме как главный герой, его никак нельзя назвать звездой: он просто шаркает ногами, шамкает губами и долдит в микрофон свои не очень смешные шутки. Однажды, кстати, телевизионная запись шоу Кейлора появилась в эпизоде «Симпсонов» - в мультфильме Гомер Симпсон не выдержал и пяти секунд, вскочил и начал колотить по телевизионному изображению Кейлора, приговаривая «be funny» - будь смешным. Но нет, Кейлор вовсе не хочет быть смешным, и если бы его шутки дейтсвительно претендовали на то, чтобы быть шутками,  шоу закрыли бы уже лет тридцать назад. Но он не веселит, он развлекает, выстраивая почти сказочный мир, в котором каждому американцу уютно как в колыбели. Он великий фантазер, как знает всякий, кто хоть раз слушал его шоу, но он и великий гуманист.

Именно это, наверное, привлекло в сценарии «Компаньонов» и режиссера Роберта Олтмена, и таких звезд как Мерил Стрип, Вуди Харрельсон, Вирджиния Мейдсон и малышка Линдсей Лохан. Хотя шоу из фильма носит то же название, что и шоу Кейлора, хотя и там, и там Гариссон Кейлор играет главную роль, оба шоу посвящены кантри-музыке, и оба они снимаются в театре Скотта Фитцжеральда в маленьком городке Сент Паул в Минесотте, на этом сходство практически исчерпывается. Если реальных «Компаньонов» Кейлор тащит практически в одиночку, то «Компаньоны» из шоу – это целая команда кантри-музыкантов, собранных сюда со всей Америки. Своего рода резерватор для мастодонтов из прошлой жизни, очень простых и милых, которых Кейлор придумывает с  присущим ему чувством юмора: ковбоев Дасти и Лефти, которые, если их не остановить, начинают распевать со сцены сальные шуточки, заслуженных кантри-стариков и болтающих без умолку одновременно сестер-певичек.

«Компаньоны» сильны не сюжетом – он откровенно слаб: некая техасская компания, заинтересованная в получении прибыли, выкупила радиостанцию, где идет передача, и собралась закрывать ее. Поэтому шоу идет в последний раз, а помимо прочего, туда является еще ангел смерти в белом плаще (герой, которого Олтмен мечтал убрать, но, к сожалению, Кейлор переубедил его) и косит последних героев старой Америки с нежной доброй улыбкой. От фабулы, если ее пересказывать, не остается ничего. Последний фильм Олтмена – это не история, а образ. Образ настолько сильный, что история оказывается ему как бы и не нужна.

Несмотря на то, что «Компаньоны» слишком уж напоминают независимое кино, несмотря на то, что в них ничего не происходит, а простых посетителей кинотеатров фильм может привлечь разве что поющей Мерил Стрип, это кино прекрасно. И хотя ему поначалу и прочили провал в американском прокате, понемногу оно начинает набирать свое. Остается надеяться, что то же случится и в России. Потому что не так часто удается посмотреть на то, как делают кино великие гуманисты. А Гариссон Кейлор и Роберт Олтмен – это именно что великие гуманисты, ненадолго объединившиеся, чтобы немного спасти мир.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.