Экономическая сговорчивость

 Визит западногерманского канцлера Ангелы Меркель в Москву несколько напоминает визит президента Украины Виктора Ющенко. Напоминает, правда, не интервалом между вступлением в должность и приездом в Москву, а ситуацией, в которой оказалось российское внешнеполитическое руководство. В случае с Украиной, как мы все прекрасно помним, Москва на президентских выборах 2004 года изо всех сил поддерживала оппонента г-на Ющенко, тогдашнего премьер-министра правительства Украины Виктора Януковича. В германском варианте, в ходе парламентских выборов 2005 года, Москва скорее болела за тогдашнего канцлера, социал-демократа Герхарда Шредера, которому оппонировала представитель христианских демократов Ангела Меркель. И тот, и другой кандидат выборы проиграли, и российским политикам пришлось срочно переориентироваться и думать, как теперь иметь дело с бывшим врагом. В отношениях с Украиной Россия пошла на принцип и взорвала сложившиеся отношения в торгово-экономической сфере резким повышением цен на газ. В отношениях с Германией такой подход явно не срабатывает, потому что немецкий потребитель и так платит за российское топливо по полной стоимости, и усложнить жизнь новому канцлеру Россия не смогла бы при всем желании. Тем более что, начиная конфликт с Украиной, российская сторона имела в виду снизить ей поставки газа, чтобы продавать высвободившиеся объемы по более высоким ценам в Западной Европе. И для этого важнее поддерживать хорошие отношения с Германией, кто бы там у власти ни находился.

Поэтому прошедший визит был визитом политика, с которым надо налаживать хорошие отношения. И это - основное отличие от диалога с украинским президентом, хорошие отношения с которым представляются разработчикам внешней политики совсем не обязательными. И хотя процесс налаживания отношений со вчерашним оппонентом - вещь непростая, задача, как нам кажется, вполне решаема: несмотря на разницу позиций по отношению к тем или иным проблемам, у России и Германии столько общих интересов, что все равно придется как-то договариваться.

Что нужно России - хорошо известно и понятно: чтобы Германия продолжала покупать нефть и газ, поучаствовала в строительстве Северо-Европейского газопровода и дала согласие на досрочное погашение российского долга, а мы имели бы постоянный доступ к кредитным ресурсам немецких банков. Если, кроме всего прочего, какие-нибудь германские корпорации захотят перенести свои производства в Россию, поближе к источникам сырья и рынкам сбыта, то, как говорится, милости просим (если, конечно, эти производства не потребуют контроля за стратегически важными российскими предприятиями). Больше нам, по большому счету, от германской экономики ничего не требуется.

Германия же сильно заинтересована в российских рынках сбыта, но не очень-то может на них рассчитывать. И на это есть несколько причин, самая фундаментальная из которых состоит в том, что немецкая промышленность уже не является безусловным лидером по производству большого количества товаров и услуг, хотя раньше у нее и был абсолютный приоритет. Точно такие же товары аналогичного качества, но гораздо дешевле делают компании США, Японии и Южной Кореи, и угнаться за ними в конкурентной борьбе немцам становится все труднее. У потребителей разных стран мира есть выбор, и далеко не всегда он производится в пользу товаров с немецким качеством.

Еще одна причина, по которой германская промышленность не сможет сильно расширить свое присутствие на российском рынке, – это бедность российских потребителей. К сожалению, доходы львиной доли российского населения едва-едва дотягивают до прожиточного минимума, и людям не до покупки иностранных товаров, особенно таких, как немецкие, которые по определению являются дорогими.

Третья причина носит конъюнктурный характер - неблагоприятное соотношение курсов доллара и евро, имевшее место в 2002-2005 годах: американская валюта дешевела, европейская дорожала, а европейские товары дорожали вместе со своей валютой, уступая рынки сбыта конкурентам из США или стран Юго-Восточной Азии, чьи валюты привязаны к доллару. Сейчас, конечно, ситуация выправляется, доллар начинает дорожать, но как долго это продлится и окажет ли его рост позитивное влияние на расширение сбыта европейских товаров, в том числе германских, – определить затруднительно. Во всяком случае, если в качестве показателя конкурентоспособности взять продажи новых иностранных автомобилей в России, то немецкие автопроизводители – Volkswagen, Scoda, Mercedes, Opel – явно проигрывают корейским, японским и американским (Daewoo, Nissan, Toyota и Ford). Общие показатели подтверждают эту закономерность. Хотя в списке из более чем двухсот стран мира, с которым Германия ведет торговлю, Россия занимает почетное 13-ое место по импорту и 14-ое – по экспорту, в абсолютном зачете это только 2% и 2,8%.

Тем не менее, низкий удельный вес России в германской торговле не должен вводить в заблуждение – мы являемся поставщиком стратегического сырья, а немецкие корпорации – технологического оборудования, без которого растущая российская промышленность развиваться не сможет. Поэтому потребность во взаимной торговле у нас очень велика и, как можно надеяться, это сделает политических руководителей двух стран более сговорчивыми, и они не станут концентрироваться на недавних противоречиях, а займутся выстраиванием безоблачного будущего.

В качестве приложения мы даем интересную и без всяких комментариев таблицу со структурой торговли между Россией и Германией.

Российский импорт из Германии
Доля в стоимости, %
Мясо и мясопродукты
3
Молочные продукты
1,25
Табачные изделия
1,5
Химия и фармацевтика
6,75
Лаки и краски
1,4
Косметические и туалетные принадлежности
3
Резина и пластмассы
5
Бумага, картон и печатные изделия
3,5
Трубы и металлоконструкции
4
Алюминий и изделия из него
1,4
Технологическое оборудование
В том числе
·       для пищевой промышленности и общественного питания
·       вычислительные машины и блоки
·       прокатные станы
·       лифты, эскалаторы и конвейеры
·       для обработки резины и пластмасс
·       полиграфические машины
·       насосы
·       сельскохозяйственные машины
·       центрифуги
·       газовые турбины и турбореактивные двигатели
·       строительно-дорожная техника
·       металлургическое и машиностроительное оборудование
31
Телефонные аппараты, телефонные станции, передающая аппаратура для радио- и телестанций
11
Автомобили
6
Прочие статьи
20
Итого
100
 
 
Российский экспорт в Германию
Доля в стоимости, %
Нефть и газ
94
Прочие статьи
6
Итого
100

См. также:

Обсудите с коллегами

18:01

Олег Куваев превратил одного из главных героев «Масяни» в токсичного интернет-тролля

17:22

Полмиллиона граждан России из ДНР и ЛНР смогут проголосовать на выборах 2021 года

17:08

РФПИ: «Спутник V» помог Сан-Марино стать первой страной в Европе, победившей коронавирус

16:42

В Свердловской области подожгли частный приют для собак. Более 30 животных погибло, хозяева уцелели чудом

16:24

Путин заявил, что от коронавируса привились 21,5 млн россиян — в три раза больше, чем сообщала Голикова две недели назад

15:14

Северокорейские рабочие в СССР и России. Бесправные рабы или рабочая аристократия?