28 марта 2024, четверг, 19:37
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 ноября 2005, 08:43

Очередной кульбит американского доллара

Основная мировая валюта продолжает укреплять свои позиции. Повысившись недавно по отношению к евро до уровня Е1=$1,17, а потом откатившись немного назад, доллар снова вышел на этот уровень. И, как предсказывают эксперты, продолжит расти дальше, постепенно возвращаясь к курсовому соотношению, имевшему место еще два с половиной года тому назад – в мае 2003 года. Завершая, тем самым, своего рода фазу понижения в рамках своего цикла.

При этом, естественно, сразу же появляется вопрос: остановится ли доллар на достигнутом или продолжит расти дальше, возвращаясь к гораздо более ранней ситуации, имевшей место в июле 2001 года, когда за 1 евро давали только 83,7 цента? Если динамика курса доллара будет хорошо предсказуема, например, ссылками на его прошлую динамику, тогда планировать экономическую деятельность будет гораздо легче, чем сейчас, когда любое незначительное колебание ключевой валюты интерпретируется или как начало долгосрочного падения, или как продолжение долгосрочного роста.

Легкая прогнозируемость – хорошее свойство для валюты, на которую ориентируются почти все экономики мира, однако сейчас об этом говорить еще рано. Судьба доллара малопредсказуема, так как экономическая ситуация в мировом хозяйстве вообще и в экономике США – в частности крайне нестабильна, и одна модель поведения, так и не успев стать тенденцией, быстро сменяется другой.

Было бы очень заманчиво сделать прогноз предстоящих значений курса, экстраполируя тенденцию прошлого в будущее, но это прошлое настолько непохоже на настоящее, не говоря уже о будущем, что подобное желание пропадает сразу.

Посудите сами. На протяжении нескольких последних лет ФРС США постоянно понижала процентную ставку, доведя ее, в конце концов, до номинальных 1% годовых, наращивая при этом долларовую эмиссию. Благодаря этой политике достигались сразу несколько эффектов. Во-первых, курс доллара постоянно снижался относительно других мировых валют (а не только евро), в результате чего происходило автоматическое удорожание иностранных товаров на американских рынках и удешевление американских товаров на иностранных рынках. Во-вторых, заграничные филиалы американских транснациональных корпораций, при репатриации прибыли, полученной в местной валюте, проводили ее конвертацию в доллары по гораздо более выгодному курсу, чем раньше. В-третьих, падение процентных ставок позволило корпорациям США перекредитовать свои малоликвидные запасы готовой продукции и снизить затраты на их финансирование. А некоторым корпорациям - даже снизить размер запасов, так как население Америки, благодаря низкому уровню ставок, стало в широких масштабах пользоваться потребительскими кредитами и сметать с магазинных полок все подряд. В-четвертых, низкие процентные ставки позволили Казначейству США расширить заимствования на открытом рынке и привлечь для финансирования дефицита бюджета требуемые суммы, так как этот дефицит, в ходе выполнения программы стимулирования внутреннего спроса, разросся до неимоверных величин.

В то же время мягкая денежная политика не приводила до недавнего времени к росту цен, так как часть денежного спроса, которая потенциально могла быть проинфляционной, абсорбировалась центральными банками иностранных государств, которые с большим удовольствием принимали доллары и долларовые облигации в свои международные резервы, финансируя тем самым дефицит американского бюджета. А иностранные компании, поставляющие свою продукцию в США, старались держать цены на прежнем уровне, несмотря на все девальвации и ревальвации, так как очень хотели сохранить за собой прежнюю долю американского рынка. Да и чисто американские компании не собирались от них отставать и старались “прибить цены гвоздями”, идя иногда на осуществление таких трудных мероприятий, как понижение окладов высокооплачиваемым сотрудникам, отмена бонусов, снижение социальных выплат, а то и просто увольнение лишнего персонала. Причем во многих случаях увольнение персонала вовсе не означало прекращение самого бизнеса – просто он переносился в страны с более дешевой рабочей силой (передавался на аутсорсинг, как теперь принято говорить) и продолжал функционировать, успешно конкурируя с иностранными производителями. Так как и сам теперь был во многом иностранного происхождения.

В общем, монетарным властям США практически удалось решить классическую задачу антикризисного управления – компенсировать падение внешнего и корпоративного спроса ростом спроса со стороны домохозяйств и государственного сектора. Правда, этот спрос создавался за счет эмиссионных кредитов, но их соглашались рефинансировать практически все центробанки мира, поэтому ожидать того, что рано или поздно кредиты придется погашать, ФРС и Казначейству США не приходилось. Монетарные власти США простимулировали у себя платежеспособный спрос, который позволил восстановить загрузку производственных мощностей до докризисного уровня, а инфляционные последствия этого стимулирования они импортировали в другие страны.

Однако все хорошее не может длиться слишком долго. То ли внутренний спрос ослаб, то ли монетарные органы других стран стали покупать меньше долларов в свои резервы, но несколько месяцев тому назад в США появились первые признаки ускорения роста цен. А это означало только одно – дополнительная эмиссия долларов своей цели больше не достигает, а наоборот, приводит к прямо противоположным результатам. И тогда ФРС США решила перекрывать эмиссионный кран, постепенно повышая процентную ставку и доведя ее с 1% до 4% годовых.

Эта мера, как и в случае с понижением ставки, также вызвала несколько эффектов. Первый и предсказуемый - это замедление роста внутренних цен. А второй, о котором сейчас сообщают информационно-аналитические агентства, - замена иностранных государственных инвесторов частными. То есть ту часть американских долларов, которую центробанки не хотели покупать, стимулируя тем самым инфляцию в США, с удовольствием “подмели” частные инвесторы и вкладывают их теперь в американские активы. Еще бы, 4% годовых – это же бешеные деньги, особенно по нынешним временам. Естественно, что спрос на доллары со стороны инвесторов всего мира не замедлил сказаться на его курсе, и американская валюта поперла вверх, воспроизводя курсовые показатели многолетней давности.

Но вот насколько длительным окажется это восходящее движение – вопрос непростой. Рост предложения капитала, который сейчас происходит, – вещь, конечно, хорошая. Только вот нужен ли американской экономике этот самый капитал, не совсем понятно. Вроде бы никаких успехов у нее сейчас нет, а у многих корпораций, - например, автомобильных - сплошные неудачи. Продажи падают, производство тоже, поэтому новые инвестиции им вроде бы сейчас не очень-то и нужны. С другой стороны, ревальвация курса и повышение процентных ставок означают усиление конкуренции со стороны иностранных товаров на американском рынке и ухудшение условий кредитования для американских корпораций, бюджета и домашних хозяйств, что тоже не способствует росту спроса и производства в стране. Поэтому иностранные инвесторы, понадеявшиеся на рост доходности американских активов, скоро могут в них разочароваться и отозвать свои инвестиции из США. И тогда доллар опять пойдет вниз.

Для нас эти долларовые кульбиты полезны хотя бы тем, что наглядно показывают авторам некоторых российских проектов, что курс иностранной валюты движется по своим закономерностям, которые имеют крайне слабое отношение к российской экономике. Вот некоторые сторонники политики “слабого рубля” все требовали от Центрального банка РФ понижения его курса, что должно якобы стимулировать затухающий экономический рост, а он возьми и упади сам, без вмешательства наших регулирующих органов. Теперь у нас есть возможность проверить, станут ли следствием этого падения курса национальной валюты признаки оживления российской промышленности или она по-прежнему будет сбавлять обороты, демонстрируя, что причины кризисных явлений коренились совсем не в укреплении рубля.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.