После реставрации публика увидела картину флорентийской художницы XVI века

Картина «Тайная вечеря» работы флорентийской художницы Плаутиллы Нелли после продлившейся четыре года реставрации вывешена в базилике Санта-Мария-Новелла во Флоренции, сообщает Artnet.com.

Плаутиллу Нелли называют первой женщиной-художницей итальянского Ренессанса, имя которой дошло до нас. Родившаяся в 1524 году в богатой флорентийской семье Пулисена Маргарита Нелли в возрасте четырнадцать лет была пострижена в монахини и получила имя сестра Плаутилла. Она провела всю жизнь в монастыре святой Екатерины Сиенской на площади Сан-Марко в Флоренции, долгое время занимая пост его настоятельницы. Живопись она изучала самостоятельно, копируя работы Фра Бартоломео, Аньоло Бронзино и Андреа дель Сарто.

Джорджо Вазари отмечает, что «на ее работах лица и фигуры женщин, на которые она могла вволю наглядеться, значительно лучше и более похожи на живые, чем головы мужчин. В некоторых своих работах она изобразила в лицах женщин мадонну Костанцу деи Дони, которая в наше время служит примером необычайной красоты и добропорядочности, причем изобразила настолько хорошо, что от женщины, не обладающей по названным причинам достаточным опытом, больше в живописи пожелать невозможно» (А. И. Венедиктов и А. Г. Габричевский). Она не имела возможности изучать анатомию и писать с натуры обнаженное мужское тело, так что часто считают, что фигуры мужчин на ее картинах имеют «женские черты». Историк искусства Винченцо Марчезе даже передает историю о том, как сестра Плаутилла, чтобы изобразить обнаженное тело распятого Христа, воспользовалась в качестве натуры телом недавно умершей монахини, и в монастыре говорили, что у нее получился не Христос, а Христа (in luogo di Cristi faceva Criste). В монастыре она основала мастерскую, а несколько монахинь учились у нее живописи. Монахини продавали свои работы богатым флорентийцам, получая деньги на нужды монастыря. Умерла Плаутилла Нелли в 1588 году.

Плаутилла Нелли писала как крупные полотна на религиозные сюжеты, так и миниатюры, которые, по свидетельству Вазари, имелись в домах многих горожан. Свою «Тайную вечерю» Плаутилла Нелли предназначала для монастырской трапезной. Картина размером 6,4 на 1,8 метра с полноразмерными фигурами была закончена в 1560-х годах. Это единственная работа, на которой сохранилась авторская подпись («Сестра Плаутилла. Молитесь о художнице»), авторство остальных сохранившихся картин Нелли устанавливается по косвенным признакам.

Долгое время «Тайная вечеря» Нелли находилась в хранилище базилики Санта-Мария-Новелла, пока не была обнаружена там членами некоммерческой организации «Продвижение женщин-художников» (Advancing Women Artists, AWA), деятельность которой направлена на поиск и реставрацию произведений женщин-художниц Флоренции. Средства на восстановление картины были собраны благодаря частным пожертвованиям. Все работы были проведены реставраторами-женщинами.

Теперь картина Плаутиллы Нелли вывешена напротив «Тайной вечери» ее современника Алессандро Аллори. «Мы восстановили холст и, в то же время, заново открыли историю Нелли и ее личность. У нее был мощный мазок и она загружала свои кисти краской, — говорит Росселла Лари, руководившая реставрацией. — Плаутилла знала, чего она хочет, и достаточно владела своим ремеслом, чтобы достичь этого».

Обсудите с коллегами

16.11

Правила ведения боя. #победитьрак

15.11

Ученым удалось определить происхождение древних копий из Бородинского клада

15.11

Орангутанов признали ближайшими родичами гигантопитека

15.11

Античный кубок, врученный победителю марафона на первой олимпиаде современности, вернулся в Грецию

15.11

Автором приписывавшегося Эль Греко портрета дамы признан художник XVI века Алонсо Санчес Коэльо

14.11

Приключение Свобода. Цивилизованное презрение

Новая картина Микаэлины Вотье Новая картина Микаэлины Вотье Микаэлина Вотье Микаэлина Вотье
Новая картина Микаэлины Вотье