Два одноклеточных хищника оказались родственниками красных водорослей

Учёные из Университета Британской Колумбии в Ванкувере и Института биологии внутренних вод имени И. Папанина РАН рассказали о двух новых видах живых организмов, положение которых на родословном древе животных оказалось неожиданным. Хотя строением новые виды совсем не похожи на красные водоросли, именно с ними они состоят в наиболее близком родстве.

Существа получили названия Rhodelphis limneticus и Rhodelphis marinus. Экземпляры первого вида были выловлены в озере Трубин (Черниговская область Украины), второй вид обнаружен в пробах песка из зоны прибоя на небольшом островке Бай-Кан в южном Вьетнаме. Они представляют собой одноклеточные организмы, передвигающиеся в воде при помощи жгутика. Представители обоих видов — хищники, и, хотя в их цитоплазме имеются пластиды, фотосинтеза они не осуществляют. Подвижные плотоядные микроскопические организмы, казалось бы, не имеют ничего общего с крупными, не способными к самостоятельному движению и фотосинтезирующими красными водорослями. Однако анализ геномов установил их родство.

Открытие заставило учёных пересмотреть представления об эволюции красных водорослей. Общий предок рода Rhodelphis и красных водорослей, видимо, обладал способностью к фотосинтезу, но при этом был подвижным хищником. Авторы пресс-релиза, сообщающего об открытии, сравнили его с триффидами — хищными подвижными растениями из фантастического романа Джона Уиндема. «Большинство людей дважды не посмотрят в микроскоп на организмы, подобные этим, и получение их культуры может быть тяжёлой работой, но это единственный способ увидеть истинное разнообразие жизни», — говорит один из авторов статьи микробиолог Денис Тихоненков, который выделил новые виды. В настоящее время R. limneticus хранится в коллекции живых культур простистов в Институте биологии внутренних вод, а R. marinus погиб после нескольких месяцев культивирования.

Исследование опубликовано в журнале Nature.

Все новые здания в Нью-Йорке будут снабжать стеклами, безопасными для птиц