29 марта 2024, пятница, 10:40
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Впервые замечено формирование спутника у экзопланеты

PDS 70 с газопылевым диском в представлении художника
NRAO/AUI/NSF/S. Dagnello

При помощи радиоинтерферометра миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) исследователи смогли заметить у протопланеты одной из звёзд созвездия Центавра циркупланетный диск, свидетельствующий, что одновременно с планетой формируется и её спутник. Готовые спутники экзопланет уже известны астрономам, но вот процесс зарождения спутника они наблюдают впервые.

Звезда PDS 70 (V1032 Centauri) находится на расстоянии около 370 световых лет от нас. Ей всего 5,4 миллиона лет, она немного меньше по размеру и массе, чем Солнце. У этой звезды был открыт газопылевой диск, в котором могут формироваться планеты. В 2018 и 2019 годах там были обнаружены две недавно возникшие планеты PDS 70 b и PDS 70 c. Это молодые газовые гиганты, обе планеты в несколько раз больше Юпитера. Первая вращается вокруг своей звезды на расстоянии, примерно равном расстоянию от Солнца до Урана, вторая – примерно на орбите Нептуна.

Один из авторов исследования, астроном Андреа Изелла (Andrea Isella) из Университета Райса, рассказывает: «Планеты образуются из дисков газа и пыли вокруг новообразованных звёзд, и если планета достаточно велика, она может сформировать свой собственный диск, собирая материал на своей орбите вокруг звезды». В качестве примера Изелла привёл Юпитер, который в эпоху образования Солнечной системы сумел создать собственную систему спутников.

Найти циркумпланетные диски в своей Солнечной системе мы не сможем. Согласно существующим моделям, они исчезли после первых десяти миллионов лет её существования. Но у астрономов есть шанс наблюдать их, обратившись к молодым звездам, таким как PDS 70. Изелла и его коллеги проанализировали материалы наблюдений ALMA, проведённых в 2017 году. Они нашли несколько планет-кандидатов в системах молодых звёзд, но наиболее надёжные данные о циркумпланетном диске получены для планеты PDS 70 c.

Результаты исследования опубликованы в Astrophysical Journal Letters.