Установлены генетические основы смены пола у коралловой рыбы

Учёные из Новой Зеландии и Австралии определили генетический механизм смены пола у одного из видов карибских коралловых рыб. Предполагают, что аналогичным образом этот процесс может быть устроен и у некоторых рептилий.

Смена пола во взрослом состоянии известна примерно у пятисот видов рыб. Объектом данного исследования стала синеголовая талассома (Thalassoma bifasciatum) — рыбка длиной не более 11 сантиметров, обитающая в коралловых рифах Карибского моря и Мексиканского залива. Обычно у взрослых самцов талассомы имеется гарем из нескольких самок. Самец в такой группе имеет синюю голову, самки полностью жёлтые. Если самец по каким-то причинам исчезает, спустя некоторое время самая крупная из самок превращается в самца. Превращение занимает десять дней. Сначала меняется поведение самки, за несколько часов она приобретает характерную синеголовую окраску, а к десятому дню её яичники превращаются в семенники и начинают продуцировать сперму. Самка, превратившаяся в самца, уже не может вернуть свой прежний пол. Самцы синеголовых талассом в самок не превращаются.

Используя новейшие генетические методы — высокопроизводительное секвенирование РНК и эпигенетический анализ, — исследователи выяснили, когда и как выключаются и включаются определённые гены в мозге и половых железах этих рыб, чтобы произошла смена пола. Биолог Дженнифер Грейвс (Jennifer A. Marshall Graves) из Университета Ла Тробе в Мельбурне говорит, что аналогичные гены задействованы в смене пола у австралийских ящериц из семейства агамовых, которых она изучает. У ящериц, как и у многих других рептилий, смена пола происходит во время эмбрионального развития. В зависимости от температуры, при которой развивается яйцо ящерицы, эмбрионы-самцы могут начать развиваться в самок. «Смена пола у агам и талассомы включает в себя одни и те же гены, поэтому я думаю, что мы имеет дело с древней системой экологического контроля активности генов», — говорит Дженнифер Грейвс.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

Те, кто делает нас лучше