29 марта 2024, пятница, 12:15
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 июля 2019, 12:03

10 июля с публичными лекциями выступят литературоведы Александр Жолковский и Лада Панова

Александр Жолковский и Лада Панова
Александр Жолковский и Лада Панова

10 июля в проекте «Публичные лекции "Полит.ру"» выступят литературоведы Александр Жолковский и Лада Панова.

Александр Жолковский: «Разбор трех разборов: Автоэвристические заметки»

Докладчик рассмотрит три своих недавних исследования с эвристической точки зрения — того, почему разгадки приходили так медленно, чем они были в конце концов подсказаны и как обоснованы/подтверждены. Речь пойдет о разборах трех почти одновременно написанных, но очень различных текстов: «Визитных карточек» (1940) Бунина, «Двух капитанов» Каверина (1938-1944) и «Личной жизни» (1933-1935) Зощенко.

При ретроспективном рассмотрении трех разборов, оказывается, что три текста роднит более или менее единый конструктивный принцип. Его выявление было в каждом случае затрудненно его «органичной» замотивированностью («натурализацией»), а констатация сходства трех текстов (и их соответственных описаний) — огромной разницей в том, какую роль этот элемент играет в каждом из них.

 

Лада Панова: «Убить в себе Нерона: Драма художника и власти в последней пьесе Михаила Кузмина»

Пьеса «Смерть Нерона» (1929) — малоизвестный и загадочный шедевр Кузмина-драматурга. В ней ценят антибольшевистский заряд и эзоповский язык, сразу узнаваемые в древнеримской линии сюжета: Нерон — утопист-реформатор, организатор четырехлеток.

Предлагается разгадка параллелизма между линиями Нерона, императора-артиста, и русского писателя-социалиста в Риме (1919 г.). Пьеса оказывается созвучной нашему времени: «художник» участвует в революции, устанавливающей авторитарную власть. Интрига «художник и власть» развертывается в серию перипетий, режиссируемых и разыгрываемых самими персонажами. Это роднит «Смерть Нерона» с «Гамлетом» и «Чайкой», классическими образцами «театра в театре».

 
 

О лекторах:

Александр Жолковский — филолог и прозаик, профессор славистики и сравнительного литературоведения Университета Южной Калифорнии (USC) в Лос-Анджелесе. Специалист по языку сомали, теоретической семантике и поэтике, автор монографий о Бабеле, Зощенко и Пастернаке, сборников литературоведческих статей (в т. ч. «Поэтика за чайным столом») и книг мемуарной прозы (в т. ч. «НРЗБ. Allegro mafioso» и «Напрасные совершенства»). К публикации готовится его «Антология русской инфинитивной поэзии XVIII-XX вв.».

Страница на сайте Университета.

Лада Панова — филолог, Visiting Assistant Researcher Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA). Автор монографий: «“Мир”, “пространство”, “время” в поэзии Осипа Мандельштама», «Русский Египет. Александрийская поэтика Михаила Кузмина», «Мнимое сиротство: Хлебников и Хармс в контексте русского и европейского модернизма» и «Итальянясь, русея: Данте и Петрарка в художественном дискурсе Серебряного века от символистов до Мандельштама» (в печати, 2019); редактор-составитель двуязычного сб. «The Many Facets of Mikhail Kuzmin / Кузмин многогранный».

Страница на Академии.

10 июля, 19:00, «Дежурная» рюмочная (Новый Арбат, д.7, стр.1).
Вход свободный, однако просьба зарегистрироваться заранее.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.