29 марта 2024, пятница, 17:07
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Более миллиарда лет назад рядом с побережьем Шотландии упал крупный астероид

Красный песчаник у деревни Стор

Ученые из Оксфордского и Абердинского университетов установили место падения крупного астероида, произошедшего примерно 1,2 миллиарда лет назад. Сейчас остатки кратера от этого удара, находятся на глубине около 200 метров под водой и покрыты осадочными породами.

Кратер находится в проливе Норт-Минч, отделяющим северо-западное побережье Шотландии от островов Льюис и Харрис из архипелага Внешние Гебриды. Геологи говорят, что астероид врезался в Землю со скоростью более 60 тысяч километров в час, а первоначальный диаметр кратера оставлял более 19 километров. От удара огромные облака пыли и газа разлетелись на значительное расстояние.

Первые признаки ударного кратера геологи обнаружили более десяти лет назад во время учебной экспедиции со студентами. Тогда их внимание привлекала странная геологическая формация у прибрежной деревни Стор толщиной 10 – 15 метров, получившая название Стак Фада. Но сначала ученые предполагали, что необычный красный песчаник был порожден вулканическими процессами. Затем Кен Амор (Ken Amor) из Оксфордского университета отметил, что видел аналогичные особенности в породах возле ударного кратера в городе Нордлинген, в западной Баварии. Кен Амор взял образцы породы с собой и под микроскопом обнаружил подтверждение своей гипотезы – кристаллы кварца в них оказались деформированы сильным ударом. Также он выявил повышенное содержание в породе платины и палладия, характерное для метеоритов.

После этого Кен Амор и его коллеги начали поиски кратера. Они использовали несколько независимых методов, учитывая распределение выброшенного при ударе материала и палеомагнитную информацию. Итоги их работы опубликовал недавно Journal of the Geological Society.

Геологи считают, что древний кратер может быть не слишком сильно разрушен, а лишь скрыт последующими отложениями, поэтому его можно обнаружить при помощи сейсмического исследования морского дна, подобного тому, что применяется сейчас при поисках нефти и газа. В дальнейшем можно будет даже получить пробы метеоритного вещества и проследить его происхождение вплоть до конкретной группы астероидов.