28 марта 2024, четверг, 12:13
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

08 июня 2019, 00:01

Мемория. Иван Кожедуб

Иван Кожедуб
Иван Кожедуб

8 июня 1920 года родился Иван Кожедуб, легендарный летчик-истребитель

 

Личное дело

Иван Никитович Кожедуб (1920-1991) родился в селе Ображиевка Черниговской губернии УССР в большой крестьянской семье, где кроме него было еще четверо детей. Отец, бывший церковным старостой, воспитывал сыновей в строгости, с детства приучая к труду. Старшие братья батрачили у зажиточных людей, а Ивана отец устроил подпаском. В 1934 году Кожедуб окончил неполную сельскую школу, после чего два года учился на рабфаке и одновременно работал библиотекарем в сельской библиотеке. В 1936 году поступил в  химико-технологический техникум в городе Шостка. В 1939 пришел в Шосткинский аэроклуб.

Техникум Кожедуб так и не закончил – в начале 1940 года был призван в Красную армию и осенью того же года окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (в марте 1941 года преобразовано в школу лётчиков). По окончании как один из лучших курсантов был оставлен в нём лётчиком-инструктором.

После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Казахстан. После многочисленных рапортов с просьбой отправить на фронт, его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года Кожедуб в звании старшего сержанта был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии, формирующийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии отправился на Воронежский фронт.

Кожедуб получил Ла-5 – самый современный по тому времени истребитель, всего год как поступивший на вооружение армии. Однако в первом же воздушном бою 26 марта он лишился машины, да и сам бой едва не стал для него последним. Ла-5 был повреждён очередью Мессершмитта-109 и только бронеспинка спасла летчика от зажигательного снаряда. В довершение неудачного вылета самолёт попал под огонь советских зенитчиков, в него попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то, что Кожедубу удалось с большим трудом посадить израненную машину, полному восстановлению она не подлежала - после посадки насчитали более пятидесяти пробоин.

Лётчику пришлось месяц просидеть на земле, лишь время от времени летая на «остатках» — имеющихся в эскадрилье свободных самолётах, пока он не получил новый Ла-5. Все это время он учился теории воздушного боя, рисовал схемы, изучал опыт прославленных пилотов, таких как А. И. Покрышкин. Формулу боя Покрышкина: «Высота – скорость – маневр - огонь», Иван записал в свой фронтовой блокнот.

В начале лета 1943 года Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, затем он был назначен на должность заместителя командира эскадрильи.

6 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт – это был бомбардировщик Юнкерс-87. Уже на следующий день он сбил второй самолет, а 9 июля - сразу 2 истребителя Bf-109.

Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу (уже старшему лейтенанту) было присвоено 4 февраля 1944 года – к этому моменту на его счету было за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.

В мае 1944 года Иван Кожедуб пересел на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенный на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. Машины этой серии демонстрировали подавляющее превосходство над немецкими Мессершмиттами по скорости на малых и средних высотах — основных высотах воздушных боев на Восточном фронте. Уже спустя несколько дней Кожедуб сбил на нём Юнкерс, а затем в течение 6 последующих дней - ещё 7 самолётов. В конце июня он передал свой Ла-5ФН К.А. Евстигнееву (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам отправился на переподготовку на истребитель Ла-7- один из лучших серийных фронтовых истребителей конца Второй мировой войны.

В августе 1944 года, получив звание капитана, был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка на 1-м Белорусском фронте. Тогда же пересел на Ла-7.

19 августа 1944 года Кожедуб вторично получил звание Героя - за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

12 февраля 1945 года Кожедуб в паре лейтенантом В.А.Громаковским в ходе патрулирования обнаружил группу из 13-ти Фокке-Вульфов-190. Лётчики с ходу атаковали их и сбили 5 самолётов противника, из которых три на счету Кожедуба, а два - его ведомого.

Три дня спустя над Одером Кожедуб сбил первый в мире реактивный истребитель Me-262 унтер-офицера К. Лянге. Это одна из трёх известных побед советских лётчиков над немецкими реактивными самолётами.

К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, совершил 330 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях и лично сбил 62 самолёта противника: 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262

Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил сразу два FW-190, Кожедуб провёл 17 апреля 1945 года в небе над Берлином.

18 августа 1945 года гвардии майор Иван Кожедуб был удостоен третьей медали "Золотая Звезда".

По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба.

При этом он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15.

Во время войны в Корее Иван Кожедуб командовал 324-й истребительной авиационной дивизией в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. С апреля 1951 по январь 1952 года лётчики его дивизии одержали 216 воздушных побед, в том числе сбили 12 "сверхкрепостей", потеряв всего 27 машин (погибло 9 пилотов). Это была одна из ярчайших страниц боевого применения реактивной авиации в истории советских ВВС. Самому Кожедубу, однако, было запрещалось лично участвовать в боевых действиях, и он совершал лишь тренировочные полеты.

В 1952 году после возвращения из Кореи 324-я была передана в систему ПВО и переведена под Калугу. Благодаря стараниям Кожедуба, за короткий срок дивизия обжилась на новом месте - были оборудованы и расширены аэродром, военный городок. Неустроенным оставался быт самого командира, ставшего летом 1953 года генерал-майором. Его семья, с малолетними сыном и дочерью, ютилась то во времянке на аэродроме, то вместе с десятком других семей в "караван-сарае" — на старой даче.

С 1962 по 1963 год — командующий 76-й воздушной армией. В 1964—1971 — заместитель командующего ВВС Московского военного округа.

В 1970 году Кожедубу было присвоено звание генерал-полковника авиации. С 1971 года он служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР.

В 1985 году Кожедубу присвоено воинское звание Маршал авиации.

Последние годы жизни Иван Никитович тяжело болел. Он умер у себя на даче от сердечного приступа 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище

 

Чем знаменит

 
Иван Кожедуб

 

Легендарный советский летчик-ас. Иван Кожедуб является самым результативным советским лётчиком-истребителем Второй мировой войны. На его счету 330 боевых вылетов и 64 победы. При этом за всю войну он ни разу не был сбит - хотя его и подбивали, он всегда сажал свой самолёт. Кожедуб по праву считается лучшим асом, причем не только в советской авиации, но и в авиации союзников.

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика.

В своей автобиографии Кожедуб также утверждает, что им в 1945 году были сбиты два американских самолёта P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его Ла-7, приняв за немецкий самолёт.

Иван Кожедуб - трижды Герой Советского Союза (1944, 1944, 1945). Кавалер двух орденов Ленина (1944; 1978),  семи орденов Красного Знамени (1943, 1943, 1945, 1945, 1951, 1968, 1970), ордена Александра Невского (1945), двух орденов Красной Звезды (1955,1955). ордена Отечественной войны I степени (1985) и орденов «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II и III степени (1975, 1990). Также награжден государственными орденами Польши, Монголии, ГДР и КНДР.

 

О чем надо знать

Сегодня уже мало кто помнит, что Иван Кожедуб является автором военных мемуаров. Кроме относительно знаменитой «Верности Отчизне» (1969), он был автором еще четырех книг – «Три сражения» (1945),  "Служу Родине" (1949), "Праздник Победы" (1963), «Друзья-однополчане» (1975).

При этом первые издания его мемуаров, вышедшие еще при жизни Сталина, существенно отличаются от поздних текстов, из которых после разоблачения «культа личности» были исключены не только все упоминания о вожде, но и целые главы.

 

Прямая речь

О первой своей встрече с самолетом: «... однажды днем, играя в кегли, я услышал рокот мотора: на небольшой высоте пролетал самолет. Впервые я увидел его так близко. Два пассажира, сидевшие сзади , помахали нам руками. Машина быстро скрылась за холмом.

<…> Перед самым отъездом, я узнал, что можно полететь: пассажиров катали за плату, но было уже поздно. Да и самолет, откровенно говоря, внушал мне не только любопытство, но и робость. Я даже признался себе, что, пожалуй, и не отважился бы полететь. И решил про себя, что летному делу научиться трудно, а летчики, должно быть, люди сказочно смелые: подумать только - в воздух поднимаются, делают такие перелеты! И ни на секунду тогда не возникла у меня мысль посвятить свою жизнь авиации».

О летной школе: «Было бы можно, кажется, не вылезал бы из самолета. Сама техника пилотирования, шлифовка фигур доставляли мне ни с чем не сравнимую радость».

 

6 фактов об Иване Кожедубе

  • Официальная дата рождения Ивана Кожедуба - 8 июня 1920 года. Однако, есть данные, что на самом деле он родился 6 июля 1922 года и в дальнейшем накинул себе лет, чтобы поступить в техникум.
  • Кожедуб был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь с противником на меньшую дистанцию.
  • До 1970 года Кожедуб регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолетов и вертолетов. Последние полеты он совершил на МиГ-23.
  • Иван Кожедуб был депутатом Верховного Совета СССР II—V созывов, народным депутатом СССР.
  • Ла-7 (бортовой № 27) Ивана Кожедуба экспонируется в музее ВВС в Монино.
  • К 90-летию Ивана Никитовича о нем был снят документальный биографический фильм с игровыми реконструкциями «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба».

 

Материалы об Иване Кожедубе

Биография Ивана Кожедуба

Кожедуб Иван Никитович на сайте «Герои Страны»

Советский ас Иван Кожедуб, две стороны одной медали

Неизвестный Кожедуб. Служу Родине

Статья об Иване Кожедубе в Википедии

 

 

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.