Среди ихтиозавров были теплокровные

Международная группа палеонтологов, изучив хорошо сохранившийся окаменевший скелет одного из видов ихтиозавров, пришла к выводу, что он был способен поддерживать постоянную температуру тела вне зависимости от температуры окружающей среды.

Ихтиозавры представляют собой отдельный отряд рептилий. Они появились на Земле в начале триасового периода, достигли расцвета в юрском и исчезли в меловом периоде. Это были морские обитатели, внешне похожие на современных рыб или дельфинов. Средняя длина ихтиозавров составляла несколько метров, а самые крупные виды достигали 23–24 метров в длину.

Описанный в нынешней работе вид ихтиозавра относится к роду стеноптеригиев (Stenopterygius), останки которых нередко находят в Западной Европе. Данный образец, возраст которого составляет 174,1–182,7 миллионов лет, примечателен тем, что при фоссилизации сохранил не только кости, но и фрагменты мягких тканей. Найден он был в карьере Хольцмаден недалеко от Штутгарта. Руководитель исследовательской группы профессор Йохана Линдгрен (Johan Lindgren) из Лундского университета говорит: «Четко видны как контуры тела, так и остатки внутренних органов. Замечательно, что ископаемое настолько хорошо сохранилось, что в его коже можно наблюдать отдельные клеточные слои». При помощи масс-спектроскопии и рентгенофлуоресцентной спектроскопии ученые определили элементный состав тканей животного и пришли к выводу, что у стеноптеригия имелась прослойка жировой ткани, подобная подкожному жиру современных китов и дельфинов, помогающему сохранять тепло в водной среде.

Также ученые смогли идентифицировать меланофоры в коже стеноптеригия и по их концентрации в разных частях тела установили, что спинная сторона животного была темной, а брюшная – светлой. Подобный тип окраски присущ многим водным животным от рыб до китообразных. Он обеспечивает маскировку в водной среде, а также защиту от ультрафиолетового излучения.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Кельтский бог из Уимпола