Вчера Джейн Биркин дала концерт в клубе Б2.
Зал был забит людьми, пришедшими послушать “простую английскую девушку”, как называет себя сама Джейн, ставшую символом французской музыки, а также музой и женой Сержа Гинзбура, поэта, которого сами французы называют “вторым Гийомом Аполлинером”.
Занятно, что концерт организован при содействии Комитета Солдатских Матерей и обществом “Мемориал”. “Я узнала о восемнадцатилетних юношах, которых убивают в Чечне, которые возвращаются домой мертвыми, и решила, что должна приехать в Россию” - говорит Джейн Биркин. Она буквально одержима миротворческими идеями, что популярно сегодня среди западных звезд (достаточно вспомнить Боно из U2), но политические манифесты звучат искусственно и в то же время наивно и беспомощно из уст богемной парижанки. Но все же речь сейчас не о манифестах, а о музыке.
Новая программа Джейн Биркин - это песни Гинзбура, исполненные вместе с группой арабских музыкантов.
“Это очень символично, - говорит Биркин, - ведь Серж был русским евреем и в то же время олицетворением Франции, и теперь я - англичанка - пою песни Сержа на французском с арабскими музыкантами. Думаю, Серж был бы доволен”. Джейн боготворит Гинзбура, она живет на сцене его поэзией, его настроением, непрерывно излучая отчаянную энергию любви.
В начале концерта Джейн выходит на сцену и в сопровождении фортепьяно исполняет две простые и короткие песни.
Сложно передать ее хрупкую, немного нервную пластику, с которой она движется в ритм арабской перкуссии, дрожащие интонации ее голоса - голоса, по-прежнему принадлежащего 19-тилетней Джейн, которая играла в “Фотоувеличении” Антониони; Джейн, которая спела вместе с Гинзбуром Je t’aime... moi non plus, признанную самой сексуальной песней столетия. У каждой композиции есть своя история, которую певица подолгу рассказывает, сбиваясь с английского на французский. Она танцует босиком, читает стихи, и это уже не похоже на обычный концерт, это скорее драма, ведь и сама Биркин - прежде всего актриса.
После второй песни на сцену выходит темнокожий скрипач и лидер группы Джамаль, и действие концерта переносится в арабскую пустыню, где медитативный ритм перкуссии еще больше усиливает впечатление пространства, пронизанного экзотической восточной тоской, и сама Джейн выглядит утонченной парижанкой, странным образом оказавшейся среди песков.
Идея программы не нова – многие зрелые музыканты делают этнические проекты: и Роберт Плант, и канадская певица Лорена Маккенит. У Биркин проект «Арабесок» возник спонтанно.
Джейн предложили выступить на радио и дали карт-бланш на составление программы. “Они сказали: сделайте что-нибудь, отражающее культуру, которой вы принадлежите. Я совершенно растерялась, я не знаю, к какой культуре отнести себя. Тогда мой продюссер сказал: “Прочти им стихотворение, потом спой пару песен под фортепьяно, а потом...” И он привел Джейн послушать, как три арабских музыканта играют песни Сержа. Джейн была столь потрясена пустынным звучанием знакомых песен, что тут же согласилась на сотрудничество.
В результате у Биркин появилась группа из трех человек. Это перкуссионист Азиз из Марокко, пианист Фред и, наконец, скрипач и лидер группы алжирец Джамаль. "Только у Джамаля песни Гинзбура звучат так невыносимо грустно", - говорит Джейн Биркин.