И вот уже трещат морозы – с этой фразы начинается утро любого обывателя европейской части России. Тем, что в Сибири бывают крепкие морозы, никого не удивишь, а вот то, что в Москве по утрам – минус 30, стало поводом для бесконечных пересудов.
Самое время озадачиться вопросом – отчего это каждый январь происходит то, что мы называем Крещенскими морозами.
И тут начинается пора удивления – оказывается, что внятного объяснения этому обстоятельству нет. Уже встали в больших городах замёрзшие троллейбусы, уже пообещали в столице отключать несимпатичных потребителей.
А объяснения этому каждый год происходящему событию нет.
Во-первых, можно было бы услышать теорию о цикличности этого метеорологического явления, схожую с разливом рек. Вот на вершине Килиманджаро начинает таять снег, вот ручьи спускаются с гор, вот набухает река… Эта периодичность понятна.
Специалисты, между тем, говорят нам вот что: теория того, как это происходит, была разработана ещё основоположником русской климатологии Александром Ивановичем Воейковым (1842-1916). Александр Иванович был чрезвычайно деятельным человеком и успел многое - даже обосновать выращивание чая в Закавказье. Но нас интересует другое. Он открыл так называемую «ось Воейкова», разделяющую ветры разного направления. Вполне в рамках этой теории получается: Крещение приходится как раз на середину зимы, и в это время становится наиболее мощным термобарический (связанный с особыми значениями температуры и давления) максимум над Центральной Азией. Рядом монгольские пустыни - место для формирования погоды особенное. И вот оттуда движутся огромные массы холодного воздуха. В частности - на запад.
Поскольку Земля крутится сравнительно равномерно и материки движутся достаточно медленно, особая область будет возникать каждый год. И каждый год, с поправкой на время перемещения потоков в атмосфере, к нам на Крещение будет приходить похолодание.
Различное по силе, конечно.
Но тут обывателя (который, хотя и замёрз, но поверил в силу науки) начинают теребить совершенно с другого края.
Дотошный человек говорит ему в ухо: "А есть ли Крещенские морозы на самом деле?"
Обыватель кричит: "Да отчего ж у меня кончик носа побелел, и троллейбусы стоят, не говоря уже о всемогущем Чубайсе, который нам отключит всё и навсегда?"
"Нет, - отвечают ему. – Мороз, конечно, есть, но совсем никакого отношения к Крещению не имеющий. Это совершенно не особенный мороз, а так – статистический."
Вот, глядите, сейчас середина зимы, и похолодания относительно собственно морозной погоды сейчас наиболее вероятны. Из Сибири с её более суровым климатом к нам равномерно приходят антициклоны, и вероятность, что они к нам дойдут в «цельном» виде, наиболее высока.
То есть похолодания будут случаться всю зиму, и Крещенские морозы от них ничем не отличаются. Температура весь год – и летом, и зимой, и весной, и осенью - чуть-чуть колеблется, но в остальные месяцы это мало заметно, а вот как зимой вкрутит – так все и охнут.
И получается у наблюдателя, сидящего в шубе и валенках, впечатление, что Крещенские морозы есть, а у скучного статистика - что вовсе нет. Потому что в движении от зимнего холода к летнему теплу и обратно - температура всё время колеблется. И вот либо до Крещения, либо неделей после возникает одно из десятка годовых падений температуры, что происходят от неупорядоченного движения воздуха. Просто запоминаем мы его сильнее.
И обывателю говорят: "Никакой особой причины у них нет, никакого особого холода и мистики – а то, что вы, дорогой товарищ, нос отморозили – сами и виноваты."
Судя по всему, так оно и есть. Мороз в наличии, а Крещенского мороза нету.
Народное сознание воспринимает как Крещенский мороз любое похолодание за неделю до православного праздника и неделю после - а уж за половину серединного месяца зимы оно неминуемо случится. Безо всякой мистики. Остаётся ещё раз увериться в том, что погода - одно из самых неизученных явлений.
Для обывателя - в частности.