Историк-византинист Роман Шляхтин, PhD, научный сотрудник университета Иоганна Гутенберга в Майнце, рассказал корреспондентке «Полит.Ру» Ане Гольдман о том, как совместное чтение Священного писания может открыть неочевидные смыслы и стать источником нового опыта.
— Сейчас мы с небольшой группой заинтересованных и образованных христиан читаем Послания апостолов, это христианский текст I века нашей эры, написанный на греческом языке, но читаем мы, в основном, по-русски. Группа собирается раз в неделю в Москве, а я присоединяюсь к ней по видеосвязи. Такой контакт с культурой дома очень поддерживает меня в эмиграции.
Для меня очень важен и интересен уже сам по себе опыт группового чтения, ведь в нашей культуре чтение — это, скорее, индивидуальная практика. Обычно мы делимся с кем-то впечатлениями об уже прочитанном, но совместное чтение дает совершенно иное ощущение, и меня это очень вдохновляет, воодушевляет и поддерживает.
Бывает, что читаешь текст и он как-то не дается, не цепляет и не заходит. Обмениваясь мнениями при совместном чтении, порою легче найти ключ к пониманию, открываются новые смыслы, это помогает вжиться в текст и увидеть его по-новому, совсем иначе, чем при самостоятельном чтении.
Когда читаешь Священное писание в компании думающих людей и дословно разбираешь тексты, причем не только с исторической точки зрения, но и с точки зрения духовной, каждого из участников, появляется мощное кумулятивное поле, которое позволяет по-новому взглянуть на основы христианской традиции.
Недавно мы читали Послание к Галатам и обнаружили там вещи, которые пересекаются с современным психотерапевтическим опытом. В послании к Галатам говорится, что «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (5:24).
Апостол Павел (как мы с коллегами это поняли) говорит о том, что человеком движут внутренние и внешние позывы разного рода, но при этом, если этот человек — христианин, он всё это объединяет, перерабатывает, преодолевает, приносит на крест, с помощью Благодати и Святого Духа превозмогает это всё и становится ближе к Богу.
Меня поразило, что апостол не призывает что-то полностью отринуть, он понимает, что человек — это человек, но с помощью христианства и путем последовательной и не всегда легкой работы над собой он может стать лучше.
И всё это описано одной фразой — густой и глубокой. Меня это настолько поразило, что я неделю ходил и всем об этом рассказывал. Я не раз читал в византийских источниках о том, как некто вдохновляется отрывком из Священного писания, ходит и всем об этом рассказывает. А тут я сам — историк — оказался в этой совершенно непривычной для меня роли, и мне это очень понравилось. Было очень интересно и вдохновенно.