29 марта 2024, пятница, 16:37
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

08 декабря 2019, 18:41

Что читает историк-византинист?

Звенигородский чин. Апостол Павел. Андрей Рублев, XV век
Звенигородский чин. Апостол Павел. Андрей Рублев, XV век

Историк-византинист Роман Шляхтин, PhD, научный сотрудник университета Иоганна Гутенберга в Майнце, рассказал корреспондентке «Полит.Ру» Ане Гольдман о том, как совместное чтение Священного писания может открыть неочевидные смыслы и стать источником нового опыта.

— Сейчас мы с небольшой группой заинтересованных и образованных христиан читаем Послания апостолов, это христианский текст I века нашей эры, написанный на греческом языке, но читаем мы, в основном, по-русски. Группа собирается раз в неделю в Москве, а я присоединяюсь к ней по видеосвязи. Такой контакт с культурой дома очень поддерживает меня в эмиграции.

Для меня очень важен и интересен уже сам по себе опыт группового чтения, ведь в нашей культуре чтение — это, скорее, индивидуальная практика. Обычно мы делимся с кем-то впечатлениями об уже прочитанном, но совместное чтение дает совершенно иное ощущение, и меня это очень вдохновляет, воодушевляет и поддерживает.

Бывает, что читаешь текст и он как-то не дается, не цепляет и не заходит. Обмениваясь мнениями при совместном чтении, порою легче найти ключ к пониманию, открываются новые смыслы, это помогает вжиться в текст и увидеть его по-новому, совсем иначе, чем при самостоятельном чтении.

Когда читаешь Священное писание в компании думающих людей и дословно разбираешь тексты, причем не только с исторической точки зрения, но и с точки зрения духовной, каждого из участников, появляется мощное кумулятивное поле, которое позволяет по-новому взглянуть на основы христианской традиции.

Недавно мы читали Послание к Галатам и обнаружили там вещи, которые пересекаются с современным психотерапевтическим опытом. В послании к Галатам говорится, что «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (5:24).

Апостол Павел (как мы с коллегами это поняли) говорит о том, что человеком движут внутренние и внешние позывы разного рода, но при этом, если этот человек — христианин, он всё это объединяет, перерабатывает, преодолевает, приносит на крест, с помощью Благодати и Святого Духа превозмогает это всё и становится ближе к Богу.

Меня поразило, что апостол не призывает что-то полностью отринуть, он понимает, что человек — это человек, но с помощью христианства и путем последовательной и не всегда легкой работы над собой он может стать лучше.

И всё это описано одной фразой — густой и глубокой. Меня это настолько поразило, что я неделю ходил и всем об этом рассказывал. Я не раз читал в византийских источниках о том, как некто вдохновляется отрывком из Священного писания, ходит и всем об этом рассказывает. А тут я сам — историк — оказался в этой совершенно непривычной для меня роли, и мне это очень понравилось. Было очень интересно и вдохновенно.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.