29 марта 2024, пятница, 02:51
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Сокровища короля Пенды

Предметы из Стаффордширского клада
Предметы из Стаффордширского клада

Британские археологи после десяти лет работы опубликовали крупное исследование о Стаффордширском кладе, который считается самым крупным англосаксонским кладом, известным науке. В исследовании выдвигается гипотеза о хозяине клада. Им, по мнению ученых, был Пенда — король Мерсии, правивший в 626–655 годах. Пенду называют «последним великим языческим королем-воином среди англосаксов».

Стаффордширский клад был обнаружен 5 июля 2009 года возле деревни Хаммервич археологом-любителем Терри Гербертом при помощи металлоискателя. После того как из земли достали первые золотые предметы, владелец поля Фред Джонсон получил официальное разрешение на раскопки. Работы велись Birmingham Archaeology (коммерческим отделением Института археологии и древностей Бирмингемского университета) и финансировались фондом English Heritage. Площадь раскопа составила 9 на 13 метров. Всего было извлечено более 3500 серебряных и золотых фрагментов. В 2010 и 2012 годах прошли дополнительные раскопки, в ходе которых был найден еще 91 объект.

По весу, в общей сложности, Стаффордширский клад содержит 5,1 килограмма золота и 1,4 килограмма серебра. Примечательно, что в кладе не было каких-либо типично женских украшений или предметов быта вроде сосудов или столовых приборов. Помимо трех артефактов религиозного назначения, всё содержание клада составляли оружие и образцы воинского снаряжения — зато изящной работы и из дорогих материалов. В кладе есть золотые накладки для рукоятей меча, многие из них украшены гранатами в технике перегородчатой инкрустации («клуазоне»). Одних только наверший от рукоятей мечей в кладе 86 штук — рекордное количество для находки в одном месте.

Украшение в технике перегородчатой инкрустации

Навершие рукояти меча

Жемчужиной клада оказался роскошный позолоченный шлем с дополнительной защитой для ушей и носа. Он не сохранился в целости, а достался археологам в виде примерно полутора тысяч кусков. Большинство из них представляют собой обрывки позолоченной рельефной фольги, покрывавшей шлем (основа шлема не сохранилась, но остались подлинные щитки, закрывавшие уши). В течение четырех лет археологи кропотливо исследовали все фрагменты и готовили реконструкцию шлема. Собрать его заново было невозможно, но ученые вместе с работниками Школы ювелирного искусства Бирмингемского городского университета создали реплику шлема, в которой учтены все сохранившиеся фрагменты, и шлем получился поистине достойным королей. Даже знаменитый шлем из Саттон-Ху по сравнению с ним выглядит скромно.

Реконструкция шлема из Стаффордширского клада

Стаффордширский клад был совместно приобретен Бирмингемским музеем и художественной галереей и Музеем и художественной галереей «Поттериз» в городе Сток-он-Тренте и разделен между ними. Сумма, которую получили кладоискатель и владелец участка, составила 3,285 миллиона фунтов стерлингов. С ноября 2009 по апрель 2010 гг. часть предметов выставляли в Британском музее, а в 2016 году экспонаты из Стаффордщирского клада совершили «гастрольный тур» по музеям Великобритании.

В ходе работ по очистке и реставрации находок из Стаффордширского клада ученые сумели выяснить немало деталей об их изготовлении. Например, оказалось, что основным источником золота для изделий из клада стали переплавленные византийские монеты, а гранаты, которыми были украшены некоторые изделия, вероятно, взяты из римских украшений, сами же камни были доставлены в Европу из Индии или Шри-Ланки.

Ученые установили, что клад не был связан с погребением и служил хранилищем сокровищ, владельцы которых были намерены позднее вернуться и забрать свое имущество. По предположению некоторых археологов, тайник с сокровищами несколько раз пополнялся. Существует также гипотеза, что клад был приношением богам, хотя историк Майкл Льюис из Британского музея отмечает: «В XXI веке остается лишь недоумевать, что кто-то может засунуть в землю такое количество металлических изделий в качестве пожертвования. Это кажется излишним».

Наконец, в этом году ученые, работавшие в проекте «Стаффордширский клад», выпустили монографию, посвященную находке. Книга, изданная Обществом антикваров Лондона, появилась в продаже 1 ноября. Авторы монографии установили, что изделия в составе клада были созданы между серединой VI и серединой VII вв. нашей эры, а сам клад захоронен между 650–675 годами.

В этот период на территории Англии существовало несколько англосаксонских королевств, боровшихся между собой за гегемонию. Их правители заключали друг с другом недолговечные альянсы, отправлялись в походы на соседей, а также на соседних пиктов и валлийцев. Сильнейшими обычно оставались три королевства: Уэссекс, Нортумбрия и Мерсия, более слабые Кент, Эссекс, Сассекс и Восточная Англия часто попадали в зависимость от них, в разные периоды существовали и некоторые другие, еще более мелкие королевства, которые вливались в состав крупных в зависимости от побед или поражений их владык. В тот же период в Англии начала распространяться христианская вера, принесенная ирландскими миссионерами. Междоусобицы англосаксонских королей продолжались до 795 года, когда в их противостояние включился новый и очень сильный соперник — скандинавы.

Британия в VI–VII веках. Красным подписаны англосаксонские королевства, серым — кельтские, зеленым — пиктское.

Стаффордширский клад был найден на территории Мерсии, поэтому среди ее королей ученые в первую очередь искали владельца сокровищ. Авторы монографии выдвигают предположение, что им был король Пенда, правивший Мерсией в 626–655 годах. Воинский характер клада вполне отражает жизнь короля — сурового и неутомимого воина. В начале своего правления он воевал с Уэссексом (хроники не сообщают о результатах этой войны). Затем, в начале 630-х годов, Пенда, объединившись с несколькими валлийскими королевствами, начал войну с сильным соперником — королем Нортумбрии Эдвином. В сражении при Хетфилде 12 октября 633 года Пенда разгромил нортумбрийцев, а Эдвин и двое его сыновей погибли в битве. Три года спустя Пенда одержал победу над Восточной Англией, и в той битве погибли короли-братья Сигеберт и Эгрик.

Вскоре трон Нортумбрии захватил король Освальд. К началу 640-х годов он подчинил страну и решился вновь ввязаться в войну с валлийцами и Мерсией. Решающая битва на этот раз произошла 5 августа 642 года у селения с валлийским названием Майс-Когви, а на древнеанглийском — Мазерфилд. Считается, что это современный город Освестри в Шропшире у границы с Уэльсом. Христианские хронисты обычно представляют язычника Пенду в качестве агрессора, а христианина Освальда — как его жертву, но место битвы находится далеко за пределами Нортумбрии, так что, по-видимому, это Освальд вторгся в чужие владения. В жестокой битве погиб союзник Пенды Эйлудд ап Кинан — король валлийского королевства Поуис. Но погиб и Освальд Нортумбрийский. Победа осталась за армией валлийцев и мерсийцев.

«Отец английской истории» Беда Достопочтенный рассказывает:
«Убивший его [Освальда] король [Пенда] велел отрубить его голову и руки от тела и насадить на колья. Год спустя его наследник Освиу пришел с войском, забрал останки и похоронил голову в Линдисфарнской церкви» (перевод здесь и далее В. В. Эрлихмана).

Вскоре стали распространяться известия о чудесных исцелениях, происходивших благодаря останкам Освальда, и король был признан святым, причем его почитание распространилось за пределы Англии. Храмы в честь Освальда появились в Германии, Франции и северной Италии. Некоторые историки предполагают, что поступок Пенды по отношению к телу поверженного врага на самом деле представляет собой языческий обряд. А название города Освестри (Oswestry) трактуют как Oswald's Tree — «древо Освальда», отражающее эту историю. Валлийское название этого же города — Croes Oswallt — означает «крест Освальда».

Смерть святого Освальда на витраже собора в Дареме. Король Пенда держит отрубленную руку врага

Еще одним павшим в битве был Эова — родной брат Пенды. Обычно считают, что он сражался на стороне Мерсии, но на самом деле это мнение ни на чем не основано. Некоторые историки предполагают, что Эова, напротив, был союзником Освальда, так как хотел отобрать у Пенды корону — ситуация не выглядит невероятной для тех времен. В любом случае, после битвы Пенда стал, бесспорно, самым могущественным среди англосаксонских королей.

В 645 году Пенда отомстил за сестру. Король Уэссекса Кенвал был женат на ней, однако решил выгнать ее и взять другую жену. Разгневанный Пенда напал на его королевство, разгромил и вынудил бежать в Восточную Англию. В течение трех лет, пока Кенвал был в изгнании, Пенда сам правил Уэссексом, одновременно ведя успешные войны с Восточной Англией. В 651 году Пенда вынудил короля Восточной Англии Анну отправиться в изгнание, захватил часть его земель и основал там небольшое королевство миддиленглов («срединных англов»), посадив на его трон своего сына Педу. В 653 году году Пенда вновь разгромил попытавшегося вернуться короля Анну, в битве у Булкампа Анна и его сын погибли.

В тот же год Пенда вновь начал войну с Нортумбрией, осадив ее столицу Бамборо. Об этой осаде Беда Достопочтенный пишет так: «Поскольку Пенда не мог взять город приступом или осадой, он решил предать его огню. Он разорил все дома в окрестностях города, свез оттуда балки, стропила, плетни и соломенные крыши и сложил все это в огромную кучу перед городом; дождавшись нужного направления ветра, он зажег огонь. В то время преподобнейший предстоятель Айдан [впоследствии — святой Айдан] находился на острове Фарне, менее чем в двух милях от города. Он часто удалялся туда для одинокой молчаливой молитвы, и место его пребывания видно там по сей день. Когда он увидел языки пламени и дым, которые ветер нес прямо на городские стены, он воздел, как говорят, руки к небу и со слезами промолвил: "О Господи, ты видишь, сколько зла приносит Пенда". И, едва он вымолвил эти слова, ветер повернул прочь от города и отнес пламя в сторону тех, кто его зажег. Некоторые из них были обожжены, другие напуганы, и все они оставили попытки захватить город, поняв, что его охраняет Бог».

Погиб Пенда в 655 году в очередной войне с Нортумбрией. Снова послушаем рассказ Беды Достопочтенного:

«В то время король Освиу подвергался жестоким и неослабевающим нападениям столь часто упомянутого Пенды, короля мерсийцев, который убил брата Освиу. Наконец Освиу решил пообещать ему неисчислимые дары из королевской сокровищницы в качестве цены мира, чтобы он вернулся домой и перестал разорять или, скорее, совершенно опустошать провинции его королевства. Однако языческий король не принял этого предложения, поскольку твердо решил истребить весь народ от мала до велика; тогда Освиу воззвал к милости Божией, уверенный, что ничто другое не сможет спасти его от жестокого варвара. Освиу связал себя клятвой, сказав: "Если язычник отверг наши дары, отдадим их Тому, кто их примет, — нашему Богу". Он поклялся, что, если одержит победу, посвятит свою дочь Господу как святую деву и пожертвует двенадцать земельных участков для строительства монастырей. С таким решением он вышел на битву со своим малым войском. Говорили, что язычников было в тридцать раз больше; у них было тридцать легионов, 600 опытных воинов под началом славнейших предводителей. Король Освиу и его сын Альфрид, как мы уже сказали, имели весьма малое войско, но вышли на битву с верой в то, что их ведет Христос. Другой сын Освиу Эгфрид вместе с королевой Кинвисой были тогда заложниками в Мерсии. Эдильвальд же, сын короля Освальда, находился на стороне врагов и вышел на войну против своего дяди и своей страны; однако в час битвы он бежал и ждал ее исхода в безопасном месте. Битва была выиграна, а язычники перебиты или обращены в бегство; из тридцати дуксов королевства, пришедших на помощь Пенде, погибли почти все. <…> Битва произошла возле реки Винвед, которая от сильных дождей вышла из берегов, так что многие из тех, кто не пал от меча, утонули во время бегства».

Исследователи Стаффордширского клада полагают, что сокровища были закопаны в последние годы правления Пенды. Хотя нет никаких прямых свидетельств, связывающих клад с этим королем, историки считают эту версию весьма вероятной. Другой кандидат — Педа, сын Пенды, погибший на следующий год после отца (его по неясной причине отравила жена). Руководитель проекта Крис Ферн говорит, что клад по сути представляет собой военную добычу, захваченную Пендой в Нортумбрии и Восточной Англии. При каких обстоятельствах клад был закопан и почему так и остался в земле, остается неизвестным.

В связи с личностью Пенды становится особенно интересным наличие в кладе предметов, связанных с христианским культом. Это два креста, а также предмет, который исследователи считают украшением с головного убора епископа. Возможно, они были просто частью захваченной добычи. В труде Беды Достопочтенного при упоминаниях короля Пенды то и дело говорится, как он разорил то церковь, то монастырь, и подчеркивается его языческая жесткость. Но стоит помнить, что Беда настроен враждебно к Пенде и как христианин к язычнику, и как нортумбриец по отношению к врагу из Мерсии. Поэтому ситуация с крестами из клада может быть сложнее. Авторы монографии рассказывают, что предметы христианского культа могли в те времена использоваться в качестве талисманов, защищающих в битве и способствующих победе.

Крест из Стаффордширского клада

Смятый крест из клада

Реплика смятого креста в расправленном виде

Можно заметить также, что Пенда, остававшийся до конца дней язычником, не был воинствующим врагом христианской церкви. Его сына Педа крестился при жизни отца, и после Пенда не запрещал проповедь христианства даже среди жителей своего королевства. В рассказе Беды Достопочтенного можно увидеть даже своеобразное уважение язычника Пенды к христианской вере: «…он ненавидел и презирал тех, кто после принятия христианской веры обнаруживал пренебрежение к ней. Таких людей он называл презренными и убогими созданиями, недостойными Бога, в которого они верят».

Одним из самых интригующих предметов Стаффордширского клада стала небольшая полоска золота размером 179×15,8×2,1 мм с надписью, сделанной островным маюскулом. Он представляет собой цитату из библейской Книги Чисел (10:35), текст с двух сторон золотой пластинки повторяется с небольшим изменением:

[S]URGE:DNE:DISEPENTURINIMICITUIE/T | [F]UGENT QUIODERUNTTEAFACIETUA

SURGE DNE DISEPINTUR [...MIC]ITUIE/TFUGIU[N/T]QUIO DE | [R]UNTTE AF ACIE TU[..]DIUIE NOS[.R.]

То есть Surge Domine et dissipentur inimici tui et fugiant qui oderunt te a facie tua, в синодальном переводе данное место выглядит так: «…восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» На второй стороне полоски к надписи добавлены неясные слова [a]diuie nos[.r.]. Наиболее вероятно предположение, что это следы пробной или неудачной попытки сделать надпись и что данная сторона полоски была в итоге обращена внутрь, чтобы текста на ней не было видно. Возможно, полоска могла быть прикреплена ко щиту или рукояти меча.

Золотая полоска с надписью

Вряд ли всё-таки король Пенда полагался на библейское изречение в бою. Скорее всего, этот девиз принадлежал кому-то из его противников, потерпевших в итоге поражение. Ведь не только Освальд, но и короли Эдвин, Сигеберт, Эгрик и Анна, погибшие в сражениях с Пендой, были христианами.

Остается отметить неожиданную связь между Стаффордширским кладом и другим памятником английской археологии — уже упомянутым выше захоронением в Саттон-Ху. Дело в том, что короли Восточной Англии Сигеберт и Анна, погибшие в сражениях с Пендой, были, соответственно, пасынком и племянником короля Редвальда, который, как считается, был похоронен в кургане Саттон-Ху.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.