Сегодня, 17 июля, на пленарном заседании Государственной Думы РФ в третьем чтении был принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
Напомним, закон предлагает наделить госкорпорацию «Росатом» полномочиями по организации и управлению системой с четкими правилами государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения с отходами первого и второго классов опасности. Госкорпорация также должна подготовить предложения по определению федерального оператора и начать решать задачу по обезвреживанию опасных отходов. В частности, должна быть подготовлена необходимая инфраструктура для обезвреживания опасных отходов, отвечающая принципам наилучших доступных технологий с учетом международного опыта.
«Невозможно добиться кардинальных изменений без государственного регулирования деятельности по обращению с опасными отходами, включающего сбор данных, контроль и ответственность за экономически эффективную и безопасную систему договорных отношений», - отметил заместитель генерального директора по обеспечению государственных полномочий и бюджетного процесса госкорпорации «Росатом» Сергей Новиков.
Рыночное регулирование в сфере обращения с опасными отходами действовало несколько десятилетий и привело к дефициту мощностей по переработке отходов I и II классов опасности. По данным статистики, в настоящее время только 1,5% опасных отходов обезвреживаются и утилизируются операторами, имеющими необходимые лицензии.
«Благодарен коллегам из правительства и Государственной думы за понимание важности и оперативность в рассмотрении нашего законопроекта. В России ежегодно образуется около 400 тысяч тонн отходов чрезвычайно опасных и высокоопасных классов. Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению таких отходов, отвечающие принципам наилучших доступных технологий, отсутствуют, учет не ведется. Бессистемное хранение и бесконтрольное захоронение таких отходов без обработки крайне опасно. Ситуацию изменим и будем полностью контролировать и управлять такими отходами. Появятся современные центры обезвреживания и переработки, сформируется единая государственная система обращения с опасными отходами», - прокомментировал принятие документа глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин.
Законом предусматривается в обязательном порядке включение в федеральную схему мощностей индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, имеющих лицензии на осуществление деятельности по обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению отходов I и II классов опасности.
Деятельность федерального оператора, которого определят дополнительно, будет осуществляться в соответствии с федеральной схемой, которую утверждает правительство Российской Федерации. Операторы будут осуществлять деятельность по обращению с опасными отходами в соответствии с договорами оказания услуг с федеральным оператором на основании федеральной схемы и по регулируемым ценам. При этом федеральный оператор будет фиксировать достоверность наличия мощностей и гарантированность доставки до них отходов. Это должно создать защитный механизм по исключению имеющегося сегодня принципа работы на рынке «передал опасный отход – снял ответственность».
По мнению Олега Муратова, ответственного секретаря Северо-Западного отделения Ядерного общества России, действительного члена Академии наук экологии, безопасности человека и природы, кандидата технических наук, проблема обращения с особо опасными отходами стоит не остро, а очень остро.
«При ежегодном образовании опасных отходов первого и второго классов порядка 350-400 тыс. т совершенно неизвестно количество накопленных таких отходов. Несовершенство действующей нормативной база предусматривает заявительный характер данных об их образовании. Поэтому в информации, предоставляемой в Росприроднадзор, скрываются реальные объемы отходов первого и второго классов и, соответственно, появляются недостоверные данные по их образованию, обезвреживанию и захоронению. Очень часто предприятия перемешивают отходы первого и второго классов не только с промышленными отходами низких классов, но и бытовыми отходами. Такие смеси отходов вывозятся на полигоны бытовых отходов, а иногда в ближайшие леса, овраги и канавы», - рассказывает об опасности сложившейся ситуации эксперт.
Он считает необходимым также необходимо решить вопрос о подземной закачке химических токсичных отходов в глубинные горизонты: «В настоящее время действуют более 20 пунктов глубинной закачки химических токсичных, биологических и других опасных отходов».
Участие государства в создании системы обращения с опасными отходами необходимо, особенно при обращении с накопленными отходами, уверен член Академии наук экологии, безопасности человека и природы.
«Частный бизнес справиться с этой проблемой не в состоянии, так как у образователей отходов и организаций, занимающихся их переработкой и обезвреживанием, отсутствуют инфраструктура и технологии, гарантирующие их безопасное обезвреживание. Технологии безопасной переработки некоторых опасных отходов разложения (например, сульфато- и хлорсодержащих соединений) настолько затратны, что стоимость их утилизации превышает стоимость производимой продукции, крайне необходимой для многих отраслей», - поясняет он.
Участие государства может заключаться в различной форме, например, в создании налоговых и иных льгот для предприятий, разрабатывающих и применяющих современные безопасные технологии обезвреживания опасных отходов, рассуждает Олег Муратов.
Он обращает внимание на то, что законопроект, наделяющий госкорпорацию «Росатом» полномочиями по обращению с отходами первого и второго класса опасности, разработан на основе анализа ситуации с технологиями обращения со сложными химическими веществами. «У предприятий Росатома накоплен богатый опыт по переработке радиоактивных отходов. Учитывая, что химические свойства радиоактивных и стабильных изотопов одинаковы, опыт предприятий Росатома может эффективно применяться для переработки особо опасных химических отходов», - комментирует эксперт.
17 июля 2019, 18:15