29 марта 2024, пятница, 12:23
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Всемирное наследие + 29 (продолжение)

Продолжаем рассказ о двадцати девяти новых объектах, включённых в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Паган

Древний город Паган (Баган) был столицей царства, существовавшего в 1044–1287 годах на территории нынешней Мьянмы и ставшего колыбелью бирманской культуры. Сейчас руины города занимают около 42 квадратных километров. Вокруг стоят поселки Ньянгу и Новый Паган, а также несколько деревень.

Легенда приписывает основание города царю Пьинбье и относит это событие к 850 году. Период расцвета начался в середине XI века, когда свои победоносные походы совершал царь Аноратха. Под его началом бирманцы завоевали соседнее государство Татон, где жил другой народ — моны. Несколько тысяч монских семей, в первую очередь аристократы, были переселены в Паган. Соседство двух народов не было мирным. В конце XI века моны восстали и даже захватили Паган, но очередной сильный правитель бирманцев Тилуин Ман в конце концов разгромил их и привёл к покорности. За почти три десятилетия правления ему удалось добиться сосуществования бирманцев и монов, последние даже стали занимать высокие посты, а монский язык использовался в стране не меньше, чем древнебирманский. Но вскоре после смерти царя моны, жившие на юге страны, вновь стали добиваться независимости. Воспользовавшись этим, наследник Кансу I значительно сократил права монов в своем государстве. XII век стал для Паганского царства периодом войн с соседями, чаще неудачных, и попыток местных властителей добиться независимости от центральной власти. Окончательно сокрушило Паган вторжение монголов в 1270-х – 1280-х годах.

На территории города сохранилось более трёх с половиной тысяч буддийских храмов, а также остатки городских стен, ворот, царских дворцов и других строений. Наиболее известны ступа Бупхэя («Ступа кабачок», старейшая в городе, построена около 850 года), храмы Ананда (1091), Швегучжи (1131), Табиннью (середина XII века, самый высокий храм Пагана, 64 м), Локатхейпан (XII век), Тхиломинло (рубеж XII–XIII века). В стену позолоченной ступы Швезигон (вторая половина XI – начачало XII века), по легенде, замурован зуб Будды, а в ступе Швесандо (XI век) хранится в качестве реликвии его волос.

 

Паган

Мегалитические кувшины в провинции Сиангкхуанг

Долина кувшинов представляет собой около 90 групп каменных сосудов в лаосской провинции Сиангкхуанг. Высота сосудов может достигать 3 метров, диаметр – от 60 сантиметров до 2 метров. Вес самых крупных из них равен 10 тоннам. Сосуды были изготовлены из камня, добытого примерно в пяти километрах от долины. Большинство из них сделаны из песчаника, также используется гранит, конгломерат, известняк и брекчия. Всего этих сосудов насчитывается несколько тысяч. Созданы кувшины и другие артефакты, по мнению археологов, в период с 500 года до н. э. по 500 год н. э.

Исследования каменных сосудов начались в 1930-е годы. Учёные обнаружили тогда внутри них свидетельства кремации в виде сожжённых зубов и фрагментов костей. Поэтому они пришли к выводу, что сосуды использовались в качестве погребальных урн. Была выдвинута также теория, что сосуды служили для первичного погребения тел, когда же плоть разлагалась, кости погребали в земле. Затем исследование долины было прервано на долгое время. В 1964–1973 годах авиация США сбросила на долину множество кассетных бомб, часть которых до сих пор не взорвалась. В 1994 году в долине возобновили научные исследования.

В 2004–2007 годах специалисты ЮНЕСКО и Mines Advisory Group очистили от неразорвавшихся бомб территорию, где находятся семь крупных групп каменных сосудов, что позволило организовать крупномасштабные раскопки. Сделанные находки, возможно, подтверждают теорию о первичном захоронении в сосудах с последующим погребением в земле. Археологами были выявлены разные типы погребения. В некоторых случаях кости помещались прямо в могилу, в других кости перед захоронением были сложены в керамические сосуды.

 

Долина кувшинов

Кшемёнки, район добычи полосчатого кремня

Месторождения полосчатого кремня встречаются в Польше, в Свентокшиских горах. Этот камень из-за его необычного вида сейчас используют как декоративный. А в эпоху неолита и бронзового века он служил для изготовления орудий. Под названием Кшемёнки известен один из крупнейших в Европе комплексов добычи кремня. Он находится примерно в восьми километрах от города Островец и занимает площадь около 78,5 гектаров. На этой территории находится более четырёхсот древних шахт глубиной до 9 метров и диаметром от 4 до 12 метров. Добыча кремня здесь велась примерно с 3900 года до н. э. по 1600 год до н. э. Некоторые шахты соединены горизонтальными проходами. На стенах  древние горнодобытчики вырезали несколько рисунков. Огромное количество кремнёвых орудий, добытых в Кшемёнках, найдено на территории радиусом до 660 километров от места добычи.

Открыл древние рудники в 1922 году геолог Ян Самсонович. Археологические исследования там вел Стефан Круковский, а в послевоенный период они продолжились под руководством Тадеуша Журовского. В 1967 году рудники были объявлены государственным археологическим заповедником, а в 1995 году — природным заповедником. С 1985 года рудники были открыты для массового туризма. В Кшемёнках действуют подземные туристические маршруты. Посетители проходят по древней шахте 465 метров и в самой глубокой точке оказываются на глубине 11,5 метров.

 

В древнем руднике в Кшемёнках

Бон-Жезуш-ду-Монти

Санктуарий Благого Иисуса на горе (Бон-Жезуш-ду-Монти) — одна из главных христианских святынь Португалии. Она расположена в шести километрах от города Брага на вершине холма Эшпинью высотой 64 метра. От подножия к церкви ведут лестницы и фуникулёр. По бокам лестницы устроены фонтаны и установлены скульптуры, изображающие сцены пути Иисуса на Голгофу.

Нынешнее здание церкви построено в 1784–1811 годах. Но местом паломничества христиан холм стал значительно раньше. Во второй половине XVI века кардинал Карло Борромео (будущий святой) предложил создавать «священные горы» (Sacri Monti), устраивая святилища на вершинах гор и холмов. Это было и мерой наглядной агитации, весьма необходимой после появления протестантизма, и способом создать центры для паломничества, посещение которых было бы безопаснее визита в Палестину и короче, чем путь в Рим или Сантьяго-де-Компостела. Праобразом для всех таких святилищ служила Голгофа, и во время подъёма паломники могли наблюдать скульптуры и росписи, посвященные крестному пути Христа. На вершине холма устанавливали крест и строили часовню или церковь. Священные холмы появились по всей католической Европе, неудивительно, что один из них был устроен и возле города Брага — резиденции архиепископов Португалии. Сначала это был скромный крест и небольшой приют для паломников, а в конце XVIII века он превратился в грандиозный комплекс.

 

Бон-Жезуш-ду-Монти

Мафра

Португальский король Жуан V (правил в 1706–1750 годах) дал обет основать монастырь, если его жена родит ребёнка. Инфанта Барбара родилась в 1711 году и в тот же год в 30 километрах к северо-западу от Лиссабона, в городе Мафра, по приказу Жуана V началось начались строительные работы.

Сначала планы короля были скромными, его вполне устраивал небольшой монастырь на 13 францисканцев. Но в это время из Бразилии пришли вести об открытии золотых месторождений. И у короля появилась мечта затмить Эскориал — резиденцию испанских королей под Мадридом. Подобно Эскориалу, в Мафре были возведены монастырь (рассчитан на 330 монахов) и королевский дворец. Центром всего комплекса стало величественное здание собора. Весь комплекс занимает 37 790 квадратных метров, в нём около 1200 комнат, более 4700 дверей и окон и 156 лестниц. Отдельно надо отметить королевскую библиотеку, где были собраны 36 000 томов. Вокруг разбиты сад и парк для охоты.

Главным архитектором стал немец Иоганн Фридрих Людвиг, который благодаря этой работе более известен как Жуан Федерико. На стройку была мобилизована огромная армия рабочих со всей страны. Ежедневно там трудилось 15 000 человек, а к концу строительство их число возросло до 40 000. За порядком на стройке следили 7000 солдат. Основное строительство было завершено к 1730 году. Базилика и монастырь были открыты 22 октября, в день рождения короля. Празднества по этому поводу длились восемь дней. Но полностью грандиозная стройка завершилась лишь к 1755, когда уже умерли и архитектор, и сам король. Возможно, наследник Жуана V продолжил бы строительство дворца и дальше, но теперь все силы и ресурсы пришлось направить на восстановление столицы после знаменитого Лиссабонского землетрясения.

 

Дворец в Мафре

Совоны, корейские неоконфуцианские академии

В XV веке правители корейского государства из династии Чосон по образцу Китая учредили систему государственных экзаменов для занятия административных должностей. Для подготовки к этим экзаменам также по китайскому образцу стали основывать специальные учебные заведения. Их корейское название совон (서원) происходит от китайского шуюань (書院), что обычно переводят как «книжная палата».

Как правило, основателями таких учебных заведений становились конфуцианские учёные, которые разбирали со своими учениками труды классиков, а затем кто-то из учеников продолжал дело учителя, становясь во главе совона после его смерти. А сам совон становился не только школой, но и местом, где хранят память о праведном муже — её основателе.

Обычно совон строили в сельской местности, на живописных склонах гор, на берегах рек, что напоминало учащимся о том, что высший идеал жизни — вдали от суетного мира. Комплекс состоял из нескольких строений, где обязательно были павильон для занятий и общежитие для учеников. Часто в совоне устраивали пруд с лотосами, а вокруг сажали деревья.

В Корее было несколько десятков совонов, в качестве образовательных учреждений они действовали до 1870-х годов. В список Всемирного наследия включены девять старейших совонов, расположенные в городах Йонджу, Кёнджу, Андон, Тэгу, Чонып, Нансон и уездах Хамян, Чансон и Тальсон.

 

Тосан-Совон в городе Андон, основанный в 1574 году учениками видного конфуцианского учёного И Хвана после его смерти

 Продолжение следует.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.