«Полекзит» как угроза

Польша может выйти из Евросоюза, утверждает президент Евросовета Дональд Туск. Он высказал мнение, что это может случиться даже без соответствующего намерения Варшавы, просто в результате ошибочных действий польских властей, которые придерживаются не одобряемой в ЕС политики. 

Мнение Туска том, что есть риски «случайного» выхода, если польские политики не договорятся с руководством ЕС, привела британская газета Daily Express. При этом возможный выход Польши из ЕС не раз уже становится темой обсуждений на фоне польских реформ, которые критикуют европейские институты, а также отказа от приема мигрантов (и негативного отношения к самому Туску).

Как напоминает телеканал RT, Европейский суд 19 октября обязал Польшу приостановить судебную реформу. В то же время информации о том, чтобы решение суда уже было выполнено, в прессе не появлялось.

Здание Конституционного суда Польши  / twitter.com

На сей раз Туск охарактеризовал сложившуюся ситуацию как очень серьезную. Однако СМИ подчеркивают, что Дональд Туск уже делал подобные предупреждения, и расценивают это как возможное свидетельство того, что Туск хотел бы в будущем вернуться в польскую политику, когда завершится срок его пребывания на посту президента Евросовета. Высказывается даже предположение, что Туск мог бы баллотироваться на президентских выборах в Польше в 2020 году.

О том, насколько вероятен выход Польши из ЕС, и о том, какая из сторон больше пострадала бы в результате, а также о том, как стоит воспринимать слова Дональда Туска относительно риска выхода Польши из ЕС, с «Полит.ру» поговорил политолог Григорий Голосов.

Григорий Голосов

«Польша из Евросоюза не выйдет. Почему Туск об этом говорит? Он в данном случае действует, как чиновник Еврокомиссии прежде всего. На Польшу оказывается давление, с тем чтобы она отменила те реформы, которые у Брюсселя вызывают недовольство. Ну, и Туск решил прибегнуть к такому риторическому приему, дав понять, что если польское правительство будет действовать и дальше в таком направлении, то это может вызвать серьезный кризис в отношениях с ЕС.

Насколько это вероятно? Вероятность именно такого развития событий стремится к ничтожно малым величинам. Однако теоретически этого исключить нельзя. Поэтому то, что Туск об этом говорит, – это не абсурдное заявление, а констатация довольно серьезных противоречий между Брюсселем и Варшавой. И, если угодно, угроза.

Кроме того, не секрет, что Туск когда-то занимался активно политикой в Польше, и его симпатии, безусловно, не принадлежат нынешнему польскому руководству. Однако я не думаю, что в данном случае он выступал именно как польский политик. Он выступал прежде всего как еврочиновник, обозначая некоторую негативную перспективу для Польши в случае продолжения ею нынешней политики.

Да, ту же судебную реформу Польша пока явно не собирается прекращать. Это упрямство и вызывает раздражение у Брюсселя. Если бы польские власти не проявляли такого упрямства, то Туску и высказываться на эту тему не надо было бы. Может ли Варшава пойти на изменение политики? Да, она ее изменит – это совершенно несомненно, вопрос только в том, в каких пределах.

Заседание Европарламента  / facebook.com

Конечно, полностью отменить судебную реформу польские власти не могут – это было бы слишком серьезным репутационным ущербом для них. Однако ясно, что от дальнейших шагов такого рода они будут воздерживаться и в целом будут стремиться найти компромисс с Евросоюзом. Потому что, как я уже говорил, теоретическая вероятность выхода Польши из ЕС существует, но практически она ничтожна.

Не только ЕС не заинтересован в том, чтобы Польша из него вышла (ЕС это, вероятно, пережил бы), но и Польша не заинтересована в выходе из ЕС. Точно не заинтересована – она является одним из главных выгодополучателей членства в ЕС среди восточноевропейских стан, да и вообще среди всех членов этого объединения.

Так что, как я уже сказал, то, что произнес Туск, является угрозой. И это сильная угроза по отношению к польскому руководству. У него есть, конечно, кое-какие внутриполитические интересы, которые побуждают его проявлять упрямство. Но упрямству этому есть пределы, и Туск просто-напросто счел нужным их обозначить таким несколько радикальным способом.

Флаги Евросоюза и Польши  / facebook.com

Можно ли оценить, судебная реформа или миграционная политика Польши представляют наибольшую проблему во взаимодействии ее с ЕС? Здесь я не могу расставить приоритеты – это вопросы из разных плоскостей. Миграционная проблема представляет для Европейского союза прежде всего материальные осложнения, потому что в Брюсселе считают, что страны-члены ЕС должны более или менее равномерно распределять между собой нагрузку, связанную с приемом мигрантов. А вопрос о судебной реформе – это прежде всего идеологический вопрос.

Я полагаю, что в Брюсселе и в Европарламенте есть силы, для которых важнее то или другое. И те, и другие силы влиятельны, и это проявляется в общей политике Европейского союза по отношению к Польше. Но приоритетов здесь нет именно потому, что это именно несколько разнопорядковые вопросы», – сказал Григорий Голосов.

Обсудите с коллегами

20:13

Бюджет уходит сенаторам

19:53

В Воронежской области обрушился автомобильный мост

19:44

Цены на нефть: падение ненадолго

19:38

Порошенко предложил переименовать Днепропетровскую область

19:17

Госдума одобрила ввод советских войск в Афганистан

19:02

Законопроект о страховых взносах с неработающих внесут в Госдуму в 2019 году

Дорогое эхо войны Дорогое эхо войны Президент Польши отказался признать закрытым вопрос о репарациях Президент Польши отказался признать закрытым вопрос о репарациях
Дорогое эхо войны