29 марта 2024, пятница, 11:37
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

22 сентября 2015, 12:21

Рынок электронного образования будет расти

Фото: Sk.ru

16 сентября Образовательный Клуб Сколково, созданный для объединения участников и партнеров Фонда «Сколково» с целью коммерциализации решений в области образования, провел первую встречу.

Обменяться опытом и идеями о будущем электронного образования собрались представители крупных партнеров (Ланит-Образование и Софтлайн) и флагманы электронного образования в России (Якласс,  Дневник.ру, Азбука, ГлобалЛаб, Индигос, Лингуалео, Нетология-групп, Полиглот Про, Трик, Учи.ру, Элиговижн).

Встреча состояла из двух частей: в первой собравшиеся представляли свои проекты. Во второй части участники обсуждали проблемы онлайн-образования и возможности их конструктивного решения.

Руководитель направления облачных и образовательных технологий кластера информационных технологий Фонда «Сколково» Павел Новиков предложил создать Ассоциацию из образовательных проектов под эгидой Сколково. Помимо обмена опытом, налаживания партнерских отношений, решения задач коммерциализации продуктов и их вывода на международный рынок, Ассоциация могла бы обеспечить эффективное донесение до профильных ведомств предложений по решению проблем, в том числе электронного образования. «Используйте Фонд как мостик для общения с госорганами», — призвал Новиков.

Директор департамента по взаимодействию с государственными органами исполнительной власти Фонда «Сколково» Александр Окунев рассказал о возможностях продвижения продуктов и сервисов на рынках за счет регионального  и федерального финансирования.

Александр рекомендовал работать индивидуально с каждым регионом, поскольку везде есть своя специфика и на данный момент создать общую систему сложно. Стоит учитывать, что внутренним структурам часто бывает сложно купить на деньги регионального бюджета продукт у компаний, находящихся в другом регионе. Компании-участники «Сколково» могут становиться партнерами местных компаний и таким образом продвигать и улучшать свои услуги.

Александр Окунев напомнил, что «Сколково» является оператором Межгосударственной программы инновационного сотрудничества стран СНГ на период до 2020 года: «В программе вопрос инноваций стоит на первом месте, поэтому возможны предложения о финансировании и поиске общих проектов, форматов и стандартов образования».

По его словам, учитывая специфику финансирования, проекты стоит предлагать в первую очередь Казахстану и Белоруссии. Кроме того, можно получить статус участника госпрограммы СНГ.

Продолжила тему международного сотрудничества Светлана Ефимова из «Глобал Лаб», первого из поддержанных «Сколково» образовательных стартапов. «Глобал Лаб» не только обучающая платформа, но и научное сообщество учителей и учеников. На сегодняшний день ресурс объединяет 120 000 пользователей из 61 страны мира. Работает на трех языках: русском, английском и испанском, планируется запуск версии на немецком.

Светлана Ефимова, «Глобал Лаб».

После встречи Светлана поделилась собственным опытом и плюсами онлайн-образования: «Мой ребенок, ученик 3 класса, использует с 1 класса Глобал Лаб. Это проверенная и защищенная образовательная среда, и я, как мама, могу быть спокойна за своего ребенка в сети. Глобал Лаб позволяет как закрепить пройденный материал и помочь в подготовке домашнего задания или доклада, так и дополнительно получить новые знания, найти друзей по интересам, чтобы реализовывать совместные проекты, получить компетентную профессиональную поддержку от учителей и тьюторов. Для любого родителя очень важно, чтобы онлайн ресурс был полезным и безопасным».

Татьяна Крупа, президент «Глобал Лаб» заочно поделилась опытом стратегического партнерства с Институтом ЮHЕСКО по информационным технологиям (ИИТО): «Данная инициатива осуществляется в рамках Меморандума о сотрудничестве, заключенного между ЮНЕСКО ИИТО и компанией GlobalLab, и направлена на создание условий для эффективного сотрудничества ассоциированных школ ЮНЕСКО, государств-членов ЮНЕСКО в области применения ИКТ для повышения доступности и качества образования, а также распространения передового опыта внедрения современных научно-образовательных технологий на уровень национальных систем образования.

Совместная  инициатива ЮНЕСКО ИИТО и компании  GlobalLab уже была представлена участникам  Пилотного проекта ИИТО и Ассоциированных школ ЮНЕСКО «Обучение для будущего –LFF». Пилотный проект прошел в 41 школе из 18 государств-членов UNESCO. В рамках данного проекта платформа Global Lab отвечает всем необходимым требованиям со стороны развития современного Образования и внедряется на уровне государств-членов UNESCO для всех школ».

Нукри Башарули, директор и основатель компании «Азбука», ставшей в этом году самым большим проектом в мире по выдаче лицензий на любой тип электронного контента, рассказал, что компания работает со многими крупными мировыми издательствами, которые производят 90% рынка цифрового образовательного контента. «Наши две ценности  – это контент процессинг и система контроля лицензий на стороне участников цепочки. Наши основные дилеры и партнеры – это компании, которые осуществляют проекты в области дистрибуции своего образа и продукции вместе с контентом, который они получают со стороны», – обозначил директор «Азбуки» область партнерских интересов.

Впечатляющие разработки компании «Элиговижн» в области дополненной реальности представила Валерия Холодкова. О дополненной реальности не стоит говорить, лучше смотреть:

 Обучение работе с программой занимает 1,5–2 часа. 

Максим Спиридонов, директор «Нетология-групп», представил свой проект, объединивший 3 готовых к сотрудничеству бренда: Фоксфорд (школьное образование), Нетология (обучение профессии и бизнес навыкам), Smart learning (разработка и внедрение B2B и B2G SaaS-решений в области онлайн-образования). Максим поделился ключом к успеху: «Мы сами делаем образовательные методики, создаем под эти методики контент и согласно методикам и под созданный контент разрабатываем программные платформы. Влияя на все проявления продукта онлайн мы получаем максимальный результат».

Максим Спиридонов, «Нетология-групп».

Роман Лучин, руководитель «Кибертехлабс» и проекта ТРИК, опираясь на преподавательский опыт в СПбГУ пришел к выводу: подводить студентов к переднему краю науки уже поздно, начинать нужно еще в средней школе. Поэтому работа компании во многом сосредотачивается на организации связки школ и вузов.

Роман Лучин, «Трик».

«Сложность техники возрастает, грядет эпоха роботизации и нужны новые специалисты. Анализ показывает, что всему сразу классическим образом «снизу-вверх» не научить. Поэтому приходится разрабатывать новый подход — «сверху вниз», когда дается возможность попробовать все сразу, для того, чтобы позволить человеку профориентироваться на ранней стадии», — считает руководитель «Кибертехлабс».

Валерий Никитин, генеральный директор сервиса электронных домашних заданий «ЯКласс», отметил, что сервис онлайн-репетиторства пользуется очень слабым спросом (на 1000 уникальных посетителей раздела приходится 1 продажа). Анализируя ситуацию Никитин пришел к заключению: «Родители не готовы платить за конечный сервис - у них старая школа образования, зачастую они учились еще в советское время. Поэтому им трудно осознать, что с помощью дистанционных технологий можно обучить ребенка. А ведь именно эта форма способна дать доступ к профессиональным педагогам жителям удалённых поселений. Наша работа состоит в том, чтобы поменять парадигму мышления родителей, целевой аудитории, на то, что в электронной форме можно обучаться и получить качественное образование».

Венера Закирова, менеджер проектов компании «Дневник.ру», представила сервис, который представляет собой не только электронный документооборот, но и соцсеть. Одним из успешных проектов компании можно считать запуск 1 сентября 2015 года совместно с «Ростелекомом» единой уникальной информационной системы — «Школьный портал» в Московской области.

Татьяна Брускина, директор департамента федеральных проектов ИТ-компании и интегратора «Софтлайн», рассказала о выстроенной ими вертикали работы со сферой образования, которая включает органы управления образования субъектов и муниципальных образований, министерства и департаменты, институты модернизации образования и повышения квалификации педагогических кадров, отдельные образовательные учреждения (школы, колледжи, вузы).

«Софтлайн» предлагает все категории оборудования для образования, а также сервис (обучение, монтаж, обслуживание, техподдержка). «Нам это очень интересно, мы видим результаты нашей работы с образованием, видим, что улучшается жизнь на местах. Для нас Сколково — это место, где сосредотачиваются самые интересные разработки технологического плана, а мы хотим быть в авангарде. Мы хотим предоставлять нашим заказчикам то, что может сократить то технологическое отставание, в котором находится образование», — подчеркнула Брускина.

Екатерина Рудых, «Индигос».

«Образовательную нишу надо формировать. В этом рынке еще много проблем», — поддержала звучавшее в разных формах мнение Екатерина Рудых, директор образовательных программ Индигос (ГК «Ланит Образование»). Екатерина перечислила ключевые проблемы и задачи электронного образования, среди них: борьба со стереотипами («планшеты — это зло»), отсутствие полноценной платформы для связи школа — родитель — ребенок и единой вертикали школа — вуз — работодатель, сложность диалога с государством, уровень владения технологиями педагогического состава, качество образовательных продуктов и их методического сопровождения.

Также собравшиеся обсудили мобильное электронное образование и проблему создания электронных учебников, заключающуюся в отсутствии интегратора и вынужденной установки школами разных платформ под различные учебники.

В ходе дискуссии участники Клуба практически единогласно сошлись во мнении, что сейчас электронное образование находится в тренде, рынок будет расти, но Россия отстает и требуется формирование ниши рынка. Остро стоят вопросы готовности рынка и конечного пользователя, а также содействия со стороны государства в продвижения электронного образования.

На главный вопрос «как заставить учиться немотивированного массового пользователя», будь то школьник или взрослый, прозвучали самые разные предложения: от сделать электронное образование модным, до геймификации и приставления индивидуального тьютора.

Георгий Полоз, начальник отдела аренды сколковского Технопарка, призвал создавать рынок электронного образования непосредственно в Сколково, где все для этого есть: комфортные офисы, единомышленники, безопасность. Полоз напомнил, что недавно в Фонде появилась программа микрогрантов, которые можно использовать для участия в профильных выставках и конференциях, а также для защиты интеллектуальной собственности.

Павел Новиков прокомментировал итоги: «У меня сложилось очень позитивное впечатление от первой встречи Клуба. Все прошло по плану, через такие мероприятия Фонд реально помогает резидентам и партнерам находить друг друга, выстраивать отношения, выходить на новые рынки.

По итогам встречи было подписано партнерское соглашение между Якласс (участник) и Softline (партнер). Участники внесли ряд конкретных предложений по дальнейшим шагам и совместным мероприятиям. Были запланированы новые проекты и партнерства. Надеюсь, инновации в образовании будут применяться активнее с каждым годом, а уровень и доступность образования будут расти в нашей стране и за ее пределами».

Подписание партнерского соглашения между «Якласс» и «Softline».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.