Открывшееся в Политехническом музее «Стратегическое наследство» – проект художников Сергея Сонина и Елены Самородовой – не столько выставочное пространство, сколько завораживающий ритуал, прикоснуться к которому можно через фокус ощущений от тягучего машинного масла и горячей стальной стружки к ледяной мгле.
Представленные фотографии и видеоматериалы, выполненные на НПО «Энергомаш», позволяют взглянуть на ракетостроение изнутри - и в уникальной ситуации сегодняшнего дня, когда механизм выступает метафорой творчества. Вспомнить, что в открытый космос вывели нас идеи русских космистов.
Художественный взгляд на высокотехнологичный потенциал рождает особую эстетику нового человека эпохи антропоцена, где биоорганические формы переплетаются с идеальной геометрией конструкций. Это очередной музейный проект новой арт-формации КОМИТЕТ АПОЛЛОНА – и его производственной базы - товарищества «Свинец и Кобальт».
«Энергомаш» организовал в 1929 году академик В.П. Глушко,- как ГДЛ-ОКБ (Газодинамическая лаборатория - Опытно-конструкторское бюро). Это разработчик самого мощного в мире жидкостного ракетного двигателя РД-170/РД-171, экспортировавшегося в том числе и в США. Двигатель РД-180 считается одним из самых надежных и лучших в мире.
На открытии выставки корреспондент Pro Science расспросил Сергея Сонина о его проекте:
Как появились эти работы?
Мы должны были с Еленой (Самородовой) снимать Александра Проханова и выбирали те или иные локации. Проханов сказал, что он технократ и будет сниматься на «Энергомаше»: что это его храм, что там живут его боги.
НПО выпускает N-ое количество двигателей, я не буду называть цифры, не имею на это права - но это производство штучное, ручной работы. И это 47% мировых запусков- всегда удачных.
За какое время вам удалось создать проект?
Пять месяцев жизни. Мы сегодня показываем лишь небольшое количество из отснятого.
Жидкостные двигетели – это технологический предел. Ваше отношение к эстетике этих конструкций: сопла, трубы…
Во-первых, антропоморфность; это аллюзии на любимые фильмы, в том числе Alien ("Чужой"). Проект «Стратегическое наследство» посвящен метафизике судьбы ракетного двигателя– антропоморфа. Это алхимия перехода от чушки к артефакту.
Как сказал акад. Каторгин - пока нет ядерного двигателя – летаем на этих. Американцы также летают на них. Это способны делать только тамплиеры пролетариата!
Выставка продлится до 21 апреля