28 марта 2024, четверг, 20:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 декабря 2011, 13:51

Если они - Чацкие

Об одной ложной альтернативе

«В моей дамской сумочке на этот раз лежали копия паспорта, распечатка ходатайства мировому судье, бутылка воды, зарядка для мобильного и контактные телефоны юристов», - написала в своем блоге одна из участниц субботнего митинга.

«Я пишу эту статью и вижу, что митинговые страсти в очередной раз апеллируют не к закону, а к чему-то другому», - написал в своей статье во вчерашней «Российской газете» Валерий Зорькин.

Чацкие, молчалины и дымовы

Статья привлекает внимание своей образностью, историческими и литературными реминисценциями. А по сути вроде бы ничего нового –

он, как и многие люди во власти, увидел в «митинговой стихии» последних дней «угрозу сползания страны к национальной катастрофе».

Но, в отличие от других, Зорькин знает, как эту угрозу предотвратить – «выходящей из берегов оголтелости необходимо противопоставить… умеренность». Ту самую, которой был наделен «серый приспособленец Молчалин», в отличие от «блестящего нонконформиста Чацкого», способного лишь «приезжать из-за границы в Россию и обличать скверность жизни в Отечестве».

По мнению Зорькина, антитезой умеренному Молчалину является не воинствующий обличитель Чацкий, а другой умеренный - «скромный человек дела Дымов из рассказа Чехова «Попрыгунья»… Такой умеренный человек не будет бичевать пороки. Он будет пытаться их каким-то способом исправлять».

Важная роль в исправлении нравов принадлежит праву, а «любое подлинное право взыскует умеренности…, - поучает далее председатель Конституционного суда, - судья блюдет меру», если же мера исчезнет, начнется в лучшем случае революция, в худшем - смута.

Вроде все правильно, какие тут могут быть возражения. Разве что одно, незначительное. Все приведенные инвективы, несомненно, направлены против тех, кто в минувшую субботу вышел на Болотную площадь. Но в том-то и дело, что значительную их часть составляли самые что ни на есть умеренные молодые люди, в большинстве своем тридцатилетние столоначальники или, по-нынешнему, манагеры. Никакой оголтелости в них не было вовсе. Просто, почувствовав себя оскорбленными властью (причины слишком известны и в повторении не нуждаются), они преодолели в себе молчалинское и на какое-то время превратились в чацких.

Никакая революция им не надобна, напротив, они взывают к праву и надеются на судей,

которые разберутся в фальсификациях на прошедших выборах вместо того, чтобы преследовать тех, кто против этих фальсификаций выступает.

К требованиям митингующих я еще вернусь, покуда же попробую понять, на чем основаны выводы Валерия Зорькина.

Борцы и работники

«Я пишу эту статью и вспоминаю 1993 год, - пишет он. - Тогда в Москве, как и сегодня, возникло острое противостояние между сторонниками тогдашнего президента, Ельцина, и его оппонентами. Тогда - как и сегодня - оппозиционеры обвиняли власть в нарушении закона и Конституции. Тогда - как и сегодня - митинговые страсти активно подогревались из-за рубежа».

Последний пассаж стал для меня новостью, прежде я о таком не слыхивал. Пусть меня заклеймят за недооценку подрывной роли Запада, но мне до сих пор кажется, что в девяносто третьем году там были смертельно перепуганы ситуацией в России, да и не пойму, с какой такой радости Западу надо было «подогревать» мятежных защитников Белого Дома, участников разгрома мэрии и шествия на Останкино.

Впрочем, из верной посылки (о противостоянии власти и «оппозиционеров», и вправду обвинявших тогдашнюю власть во всех смертных грехах) Зорькин делает совершенно неожиданный вывод – оказывается, вовсе не «оппозиционеры», а Ельцин "наломал дров", в результате чего «страна была брошена в пучину криминальных разборок, межнациональных конфликтов, в пучину деструкции».

Довольно-таки вольное обращение с недавней историей дает основания сомневаться и в зорькинском прогнозе на будущее (в случае успеха нынешних митингов): «Чацкие» сметут «фамусовых», а потом... Либо они обзаведутся гильотиной на французский манер или маузерами на наш манер… Самые же разумные из них, поняв, что пора наводить порядок, казнят своих же бывших собратьев и позовут "дымовых".

Таким своеобразным образом Зорькин предрекает возможность повторения сталинского террора, трактуя его как наведение порядка с помощью казней. Честно говоря, меня зацепили слова о «самых разумных» и отнесение к ним Сталина, казнившего «своих же бывших собратьев». Похоже, Зорькин разделяет фейхтвангеровскую точку зрения на этот счет, изложенную в книге «Москва 1937 года».

Лион Фейхтвангер, очарованный Сталиным и потому допущенный присутствовать на одном из троцкистском процессов, придумал увиденному странное оправдание: «ныне гражданская война давно стала историей; хороших борцов, оказавшихся негодными работниками, сняли с занимаемых ими постов, и понятно, что многие из них теперь стали противниками режима». Жизнь показала, что теория «борцов» и «работников» никуда не годится, среди уничтоженных борцов были прекрасные работники, а среди сталинских выдвиженцев попадались бездари и очковтиратели, да и сами казни творились вовсе не по этой причине.

Никак не возьму в толк, зачем вообще противопоставлять умеренных «дымовых» неумеренным «чацким», которые только и умеют, что языком молоть. И человек дела, и человек слова в равной степени обществу необходимы. Вначале все же было слово, без него не было бы никакого дела. Нет, было бы, конечно, но только сработанное с помощью каменных топоров, на фоне уверений о том, что им, каменным топорам, нет альтернативы, как нет альтернативы и обеспечивающим стабильность племенным вождям.

Митингующие и адвокаты

Как обещал, возвращаюсь к митингующим и их, представьте, приверженности к праву.
Когда эти образованные и благополучные молодые люди (а такие, повторяю, были в большинстве) еще только собирались на Болотную, они не могли не задумываться об опасности задуманного предприятия. Интернет полон подробными рекомендациями юристов, что иметь при себе и как вести себя при задержании за участие в протестных акциях (если хотите, несанкционированных массовых мероприятиях). «Гарантировать вам абсолютную безопасность эти советы не могут, - говорится в одном таком документе, - но грамотное поведение и понимание развития ситуации могут существенно облегчить вам жизнь».

Накануне митинга в некоторые адвокатские конторы обращались постоянные клиенты с необычными просьбами – выделить на субботу адвоката, готового выехать в любой полицейский участок на помощь митингующим в случае их задержания. В одном известном мне случае на площадь отправился едва ли не весь трудовой коллектив фирмы, правовой поддержкой которого озаботился их руководитель, гарантировавший оплату адвокатских услуг «в случае чего».

По счастью, все обошлось.

Не обошлось у их предшественников - участников состоявшихся в начале прошлой недели митингов (с теми же самыми требованиями) на Чистых прудах и Триумфальной,

о которых не говорили по телевизору. Многие из них (едва ли не тысяча) оказались в омоновских автобусах и в судах за то, что «не подчинялись требованиям полиции и размахивали руками, мешая движению автотранспорта». Допустим, так оно и было (хотя интернет переполнен опровергающими видеозаписями), но насколько соразмерны назначенные меры наказания, насколько умеренными показали себя мировые судьи, привычно отвесившие им сутки ареста или в лучшем случае штраф?

Если уж говорить об умеренности, то я бы скорее вспомнил решения Европейского суда по правам человека, до которого не раз доходили подобные дела. Европейские судьи соглашались с национальными властями в том, что любая демонстрация в общественном месте нарушает обычное течение жизни, включая создание помех для дорожного движения, и, тем не менее, всегда приходили к выводу о необходимости терпимости к мирным собраниям. Почему же? Суммируя слова из разных решений, повторю главное.

Право на свободу собраний – это фундаментальное право и одно из оснований демократического общества, в котором должна существовать возможность выражения идей, бросающих вызов существующему порядку. Государства должны не только обеспечивать это право, но и воздерживаться от применения ограничений на его осуществление этого права, а сами эти ограничения должны быть разумными и адекватными.

Приведенные слова куда ближе к праву как таковому, чем ссылки на законы в решениях московских судей по делам демонстрантов.

Между прочим, десятого декабря власть, наконец, решила проявить терпимость – даже к лимоновцам, отказавшимся уходить с остальными с Площади Революции. И ничего, помитинговали и разошлись.

В каком-то смысле я с Зорькиным заодно, мне и моим близким тоже ни к чему возможная смута. Только, боюсь, навлекают ее не столько «чацкие», сколько «молчалины», потворствующие власти в ее упорном нежелании замечать общественные настроения, хотя пока в них нет ничего особо революционного. Нет, но вполне может быть, если стоять на своем до последнего да еще выдавать это упрямство за умеренность.


Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.